3.3.2. Воспоминание

Согласно теории, выдвинутой Бэйтсом, существует тесная связь между состоянием психики и зрением. Когда психика расслаблена, зрение человека нормально. «Фактом остается то,– утверждает Бэйтс,– что когда мозг отдыхает, ничто не может утомить глаза. Когда же психика находится под напряжением, ничто не может дать глазам отдыха. Все, что дает отдых психике, полезно и для глаз. Наверное, каждый из нас замечал, что глаза медленней устают, когда читаешь какую-нибудь интересную книгу, в отличие от чтения книги скучной или трудной для понимания. Школьник может просидеть всю ночь напролет, упиваясь романом и ни разу не вспомнив при этом о своих глазах. Но если он попытается просидеть всю ночь за своими уроками, он очень быстро обнаружит, что глаза его сильно устали» [16, с. 47-48].

Когда мозг человека занят воспоминанием, его психика до некоторой степени расслабляется. Чем идеальнее воспоминание, тем глубже расслабление и тем лучше зрение. Если воспоминание несовершенно, то несовершенно и зрение. В форме глазного яблока тогда происходят нежелательные изменения – оно становится либо слишком длинным в передне-задней оси, либо слишком коротким. В соответствии с этим появляется миопия или гиперметропия. Изменения в форме глазного яблока могут носить и ассиметричный характер. Тогда неизбежен астигматизм. Кроме того, неравномерное напряжение наружных мышц глаз может привести к появление косоглазия.

Исходя из взаимосвязи между воспоминанием и состоянием психики и между состоянием психики и состоянием глаз, Бэйтс приходит к выводу о том, что улучшение воспоминания объектов может способствовать улучшению зрения.

Второе важное положение о связи между памятью и зрением заключается в том, что чем больше знаком человеку объект, тем лучше воспоминание и, следовательно, лучше зрение. Поэтому, когда человек смотрит на какой-нибудь знакомый объект, глаз до некоторой степени расслабляется, так как ему нет необходимости уделять большое внимание вещам, о которых мозг уже имеет представление. Недостающая информация в таких случая восполняется мозгом. Советским физиологом В.Д.Глезером было предположено, что обработка зрительной информации в коре головного мозга ведется с использованием некоторых принципов голографии. Известно, что даже кусочек голограммы позволяет полностью восстановить всю картину, которая была записана голографическим способом.

Обычно этот факт не осознается человеком, но при желании можно заметить, например, насколько быстрее мы читаем знакомый нам шрифт и сколь медленнее – незнакомый. Именно поэтому во многих упражнениях на воспоминание буквы и другие печатные знаки являются лучшими объектами для воспоминания. Все знают также, что знакомого человека мы узнаем издали. В то же время, черты лица незнакомых людей на этом же расстоянии, как правило, разглядеть не удается.

Весьма наглядно характеризует связь между знакомством человеку объекта и его зрением пример с предъявлением человеку новой для него картины. Ч.Л.Томсон рассказывает на страницах своей книги о случае, произошедшем с ним. Однажды, будучи еще студентом, он попытался разглядеть все мелкие детали животных и растений, которые были изображены в учебнике. Тем не менее, сообщает Томсон, время от времени некоторые детали ускользали от его внимания, и он их не замечал до тех пор, пока на них не указывал ассистент профессора, который вел занятия. Хотя это вполне естественное явление, говорит Томсон, все же не может не поразить, как отдельный объект становился с этого момента до удивления обычным. Даже быстрого взгляда на отдельный кусочек изображения было теперь достаточно, чтобы увидеть все необходимые детали. Механизм зрения стал функционировать намного эффективней. Мозг знал, что следует ожидать и немедленно обращался к своему предыдущему опыту. Говоря словами Томсона, он просто ближе познакомился с объектом своего внимания. «Без эффективной системы воспоминания и опознавания, –пишет Ч.Л.Томсон,– зрение серьезно нарушается, вне зависимости от того, сколь эффективны его механические и оптические составляющие» [80, с. 19].

Бэйтс отмечал, что для каждого человека существуют определенный объект или объекты, воспоминание которых дается ему легче всего. Такие объекты он назвал «оптимумами». В то же время существуют объекты, представления которых добиться очень трудно. Такие объекты называются «пессимумами». Вам, по возможности, следует искать первые и избегать последних.

В качестве объекта для воспоминания вы можете выбрать любой черный объект, который легче всего удается вспомнить. Для художника это могут быть черные краски, для ветеринара шерсть черной кошки и т.д. О.Хаксли предупреждает о том, что во время пальминга необходимо избегать фиксации мысленного взора на одной и той же точке: "Во время воспоминания прошедших эпизодов следует избегать всего, что напоминает «мысленное пристальное смотрение. Фиксируя ум слишком жестко на каком-либо отдельном мысленном образе, человек легко может вызвать соответствующую фиксацию и иммобилизацию глаз… Чтобы избежать мысленного пристального смотрения с сопутствующим его фиксацией глаз, во время пальминга всегда необходимо вспоминать объекты, которые находятся в движении» [62, с. 85]. Ваш мысленный взор должен путешествовать по объектам мысленного представления спокойно и плавно, подобно течению речушки, ни на чем не задерживаясь. Только этим можно избежать напряжения, возникающего при длительной задержке внимания на одной точке мысленного образа.

Упражнения на воспоминание нередко объединяются в системе Бэйтса с пальмингом. Таким образом, пальминг, расслабляя не только глаза, но и психику, обретает для занимающегося двойную ценность. Во время пальминга вы достигаете более высокого уровня концентрации на вспоминаемом объекте.

Некоторые вопросы концентрации мы уже осветили в разделе о пальминге. Добавим еще к сказанному ранее. Во время концентрации надо четко различать концентрацию на каком-либо объекте и удержание этого объекта в целом в своем представлении. Главным является следующее: мысли не следует давать блуждать; думайте о чем-либо приятном для вас, не концентрируясь,– веселой поездке в воскресный день, о красивых пейзажах, которые вы видели и т.д. То, что вам надо думать об одном и том же, не концентрируясь, мы объясним на наглядном примере, который привел Р.С.Агарвал в своей книге и который может служить в качестве самостоятельного упражнения {10, с. 50-51].

Упражнение №3

Представьте мысленно прекрасную розу. Таким образом, вы представляете в уме только один объект. Но во время мысленного «видения» этой розы вы не должны концентрировать упорно, прилагая все силы, свой мысленный взор только, скажем, на ножке этой розы. Вместо этого представьте на ней маленького черного муравья. Он выползает из зелени травы и начинает свое путешествие (и вы вместе с ним) по объекту вашего представления. Муравей вползает на ножку розы и начинает медленно взбираться по ней, перелезая от одной веточки розы к другой, доползая до кончика каждого листика на своем пути и достигая, в конце концов, бутона. Он с трудом взбирается на каждый лепесток до тех пор, пока не обнаруживает глубокое углубление в центре розы – маленькую белую чашечку, наполненную нектаром. Муравей набирает немножко этого нектара и начинает обратный путь. Эту мысленную картину можно рисовать довольно долго.

Как видите, вы все время думали о розе, т.е. концентрировали свою мысль на ней, но это не вызвало у вас никакого напряжения, поскольку эта мысль одновременно и блуждала по розе вместе с муравьем.

………………………………………………………………

Прежде чем приступить к упражнениям на воспоминание запомните следующее. Вы должны смотреть на объект, который собираетесь вспоминать, с такого расстояния, откуда он виден лучше всего. «Вспомнить четко черное, –пишет Бэйтс,– невозможно, если оно не было четко увидено. Если человек видел черное нечетко, то лучшее, что он может сделать, так это столь же нечетко вспомнить его. Все люди без исключения, могущие видеть или читать шрифт диамант в ближней точке, независимо от того, сколь велика степень их миопии или степень поражения внутренней части глаза, способны увидеть черное во время пальминга более легко, чем люди с гиперметропией или астигматизмом. Это связано с тем, что миопики, несмотря на то, что они не могут видеть идеально даже в ближней точке, видят в ней все же лучше, чем люди с гиперметропией или астигматизмом видят на любом расстоянии. Однако, люди с высокими степенями миопии нередко находят пальминг весьма затруднительным, поскольку они не только очень плохо видят черное, но и из-за усилия, которое они прикладывают, чтобы увидеть, не могут вспоминать черное более 1-2 секунд» [16, с. 72]. Что делать в последнем случае, вы узнаете позже, а пока давайте познакомимся с некоторыми упражнениями на воспоминание.

Типичным примером использования воспоминания в процессе тренировки является упражнение с проверочной таблицей.

Упражнение №4

(УПРАЖНЕНИЕ С ПРОВЕРОЧНОЙ ТАБЛИЦЕЙ) Повесьте проверочную таблицу Сивцева на стену на хорошем освещении так, чтобы расстояние от вас до нее составило 3-6 метров. Прочитайте по таблице вниз столько строк, сколько вы можете без приложения каких-либо усилий или стараний. Посмотрите на последнюю букву, которую вы смогли увидеть, закройте глаза и сделайте пальминг, вспоминая во время него эту букву столь четкой, сколь это только можно. Для этого надо белые (непокрытые краской) части буквы представлять еще белее, чем они видны для вас в реальности (можно сравнивать белизну этих частей букв с белыми полями таблицы). Черные части букв надо представлять, соответственно, еще чернее. Здесь воспоминание тесно переплетается с представлением, поскольку вы должны не просто вспоминать эту букву, но и представлять ее еще максимально четко видимой.

Откройте, спустя некоторое время, глаза и бросьте взгляд на букву прямо под той буквой, которую вы только что вспоминали. Вы должны увидеть ее более четко. Если пальминг прошел успешно, то вам, возможно, удастся прочитать и всю строчку ниже той, на которой вам пришлось остановиться. Посмотрите на последнюю букву, которую вам удалось увидеть на этой строке, закройте глаза и повторите всю процедуру еще раз. Иногда за время тренировки удается прочитать на несколько строк больше, чем удалось сделать при первом подходе.

Причиной неудачи, когда не удается прочитать следующую строчку, может быть, вероятнее всего, плохо исполненный пальминг.

………………………………………………………………

Упражнение №5

(ВОСПОМИНАНИЕ ПЕЧАТНЫХ ЗНАКОВ) В качестве одного из лучших упражнений для улучшения зрения Бэйтс рекомендует упражнение на воспоминание маленьких черных букв, цифр и других печатных знаков. При этом необходимо посмотреть на какую-нибудь большую букву в верхней части проверочной таблицы, а затем мысленно представить букву поменьше и более черного цвета, чем та, на которую вы только что смотрели. Если это удается, то большая буква и буквы более мелкого размера на нижних строках будут видны лучше.

Большинству людей удается при достаточно хорошем качестве воспоминания или мысленного представления излечиться только с их помощью. Делается это чередованием закрывания глаз на минуту или дольше, в течение которой вспоминается какая-нибудь буква, с их открыванием и вспоминанием той же самой буквы в течение доли секунды. После того, как пациент научится в благоприятных условиях представлять мысленные изображения букв при открытых глазах столь же хорошо как и при закрытых, его способность хорошо видеть будет сохраняться ощутимый промежуток времени. Например, один пациент Р.С.Агарвала, научившийся видеть большую букву с 3 метров путем попеременного воспоминания букв при закрытых и открытых глазах, обрел почти нормальное зрение за несколько недель 10, с. 81].

………………………………………………………………

Чаще всего среди упражнений на воспоминание встречаются упражнения с применением проверочной таблицы 8, с. 47].

Упражнение №6

Повесьте проверочную таблицу на хорошем освещении и читайте ее всерху вниз. Однако, вместо того, чтобы фиксироввать свой взор на черных линиях, образующих буквы, бросайте легкие взгляды на их белые части, не покрытые краской. Время от времени закрывайте на минутку глаза и вспоминайте любые объекты белого цвета: белый снег, белую краску, белые облака в небе и т.д. Это даст возможность человеку видеть непокрытые краской части букв белее, чем поля проверочной таблицы, а поскольку белизна белых частей букв возрастает, то соответственно увеличивается и их чернота. Как следствие, буквы становятся более четко видимыми.

………………………………………………………………

Все, что приятно человеку, считается в системе Бэйтса примемлемым для воспоминания и полезным для улучшения зрения. Если мозг человека занят воспоминанием каких-либо объектов, событий и т.д., вызывающих у него приятные чувства, то психика, получая отдых, до некоторой степени расслабляется.

В ряде случаев воспоминание черных объектов дается людям с трудом. Тогда вы можете пойти двумя путями. Вы можете добиваться воспоминания черных объектов с помощью подводящих (вспомогательных) упражнений. Но вы можете воспользоваться и другими методами достижения расслабления во время пальминга. Начнем с первого способа выхода из сложившейся ситуации.

Один из способов достижения воспоминания черных объектов предлагает Р.С.Агарвал 8, с. 138].

Упражнение №7

Возьмите кусок черного вельвета и положите его на подушечку, которую вы используете в качестве подкладки под локти во время пальминга. Посмотрите в течение секунды на вельвет и сразу же закройте глаза приблизительно на полминуты. Повторяйте это до тех пор, пока вы не обнаружите, что удается вспоминать черное в течение достаточно долгого времени. Обычно на это требуется 10-20 повторений.

………………………………………………………………

Вместо попыток добиться воспоминания черных объектов с помощью вспомогательных упражнений вы можете обратиться к воспоминанию приятных сцен, пейзажей и т.д. Если воспоминание осуществляется в истинном свете, в соответствии с реальностью, то человек во время пальминга видит перед собой идеально черное поле.

Вспоминать можно также любимые оттенки цветов. У каждого человека есть цвета, которые ему приятны и которые способствуют его расслаблению. Но у каждого человека есть цвета, которые ему неприятны и которые вызывают у него раздражение. Раздражение – это уже напряжение, а напряжение – это ухудшение зрения. Психологами было замечено расслабляющее воздействие зеленого цвета на человека. Обычно вспомининие зеленых объектов, вне зависимости от оттенка их окраски, оказывает расслабляющее воздействие на психику и глаза.

Обратим ваше внимание также на следующее открытие, сделанное психологами. Было обнаружено, что воспоминание узких, стесненных мест (или их мысленное представление), как правило, оказывает активизирующее, возбуждающее, мобилизующее воздействие на человека. В то же время воспоминание широких, открытых пространств оказывает успокаивающее воздействие на людей. Поэтому с целью углубления состояния расслабления вам в упражнениях на воспоминание следует в качестве его объектов выбирать пейзажи, ландшафты, морское побережье и т.п. места, где ощущается простор.

Во время пальминга можно не только мысленно представлять или воспоминать какие-либо образы, но и внимательно прислушиваться к какому-либо из ощущений своих органов чувств. «Когда психика,– пишет Бэйтс,– способна идеально вспомнить какое-нибудь из проявлений органов чувств, она всегда идеально расслабляется. При этом, когда глаза открыты, зрение нормально, а когда они закрыты и прикрыты ладонями, чтобы полностью исключить свет, видно совершенно черное поле, т.е. совсем ничего не видно. Если вы сможете четко вспомнить тиканье часов, какой-нибудь запах или вкус, ваша психика придет в идеальное состояние покоя. Тогда, если вы закроете глаза и прикроете их ладонями, вы увидете абсолютную черноту. Если ваша память на чувство осязания может сравниться с реальностью, вы не увидите ничего другого, кроме черноты (если полностью исключите при этом свет). То же произошло бы, если бы вы четко вспомнили какой-нибудь музыкальный такт» 16, с. 78].

Таким образом, если вы хотите добиться психического расслабления, вы можете обратить все свое внимание на приятную, лучше спокойную, не возбуждающую мелодию, льющуюся из динамика или прислушаться к спектаклю, передаваемому по репродуктору. Одновременно вы можете мысленно разыгрывать (представлять) сцены из этого спектакля, одежду в которую возможно одеты актеры и т.д. Вы можете отдаться и мыслям о мятной конфетке, тающей у вас во рту. Ощущение приятного аромата, например, роз – тоже прекрасное упражнение на расслабление. Хорошее упражнение, рекомендуемое Р.С.Агарвалом – делать пальминг одной рукой, в то время как все мысли сконцентрированы на ощущениях, исптываемых при катании другой рукой какого-нибудь шарика или мячика, например, теннисного 10, с. 143]. В этом упражнении активно задействовано чувство осязания.

В принципе, особой разницы в том, какой объект вспоминать – черный или окрашенный в любой другой цвет – нет. Просто у черного цвета есть несколько преимуществ.

Во-первых, черный цвет в любых условиях продолжает оставаться черным, независимо от того, хорошее у вас освещение или нет, удален от вас черный объект или же он находится близко к вам. Другие же цвета в значительно большей степени зависят от окружающих условий. Так, и белый, и розовый, и зеленый, и практически любые другие цвета в сумерках видятся серыми. Черный же цвет всегда остается черным. Поэтому при воспоминании черного цвета всегда имеется возможность сравнить вспомненное с увиденным и проверить, таким образом, глубину своего расслабления. Если черный цвет вспоминается в совершенстве, то и человек полностью расслаблен.Если чернота вспоминается почти идеально, то и расслабление почти идеально. Если же цвет вообще не вспоминается, то и человек либо мало, либо вообще не расслаблен 16, с. 79].

Во-вторых, черный цвет всегда легко получить в свое распоряжение, потому что у каждого из нас есть книги, где черной типографской краской напечатаны те или иные знаки.

Бэйтс пишет, что бывают случаи, когда человек думает, что он достаточно расслабился и ему кажется, что он вспоминает идеальное черное. Доказать, что это не так (если это действительно не так) легко. Достаточно подвести в точку, откуда пациент видит лучше всего, какой-нибудь черный объект, чтобы он хорошенько разглядел его цвет. Тогда он поймет, что не вспоминал черный цвет идеально. С чем же связана ошибочность суждения человека?

Дело в том, что нередко человек не осознают работы своих глаз и психики под напряжением. Наши ощущения в таких случаях часто бывают обманчивы. Может быть так, что человек, испытывающий наибольшее напряжение, будет при этом испытывать наибольший комфорт, и наоборот 16, с. 80-81]. Как определить, расслаблены мы сейчас или же напрягаемся? Что может служить объективным индикатором этого?

В качестве средства определения истинного состояния психики Бэйтс предлагает использовать воспоминание маленькой черной площади, например, точки размером с ту, что стоит в конце этого предложения. Определив свою способность вспоминать эту точку, человек сразу понимает, напрягается он или нет. Если он напрягается, он начинает искать, чем же вызвано это напряжение. При устранении причины напряжения удается вспомнить черную точку. Постоянное практикование воспоминания черной точки Бэйтс рекомендует возвести практически в ранг привычки. Он пишет: «Какой бы метод улучшения зрения человек не применял, ему рекомендуется постоянно при этом вспоминать какую-нибудь маленькую площадь черного цвета, например, точку, чтобы он мог опознать и устранить условия, создающие напряжение. В некоторых случаях люди за очень короткое время излечивались одним только этим методом. Одним из его преимуществ является, то, что он не требует проверочной таблицы. Человек в любое время дня и ночи, что бы он ни делал, всегда может найти условия, благоприятные для идеального воспоминания точки» 16, с. 81].

Однако при этом надо избегать типичных ошибок, о которых мы уже говорили ранее. «Состояние психики, способствующее воспоминанию черной точки, не может быть достигнуто никаким видом усилия. Не воспоминание является причиной расслабления, а наоборот, оно должно быть предшествовано им. Воспоминание достигается только в момент расслабления и сохраняется столько времени, сколько устраняются причины напряжения» 16, с. 81]. Далее Бэйтс продолжает начатую мысль: «Воспоминание точки является признаком расслабления, свидетельством, посредством которого человек узнает, что его глаза и психика находятся в состоянии покоя. Его можно сравнить с манометром паровоза, который никоим образом не воздействует на машину, но имеет важное значение в получении информации о готовности машины к работе. По тому, что точка черна, человек узнает, что механизм глаза находится в рабочем состоянии. Когда же точка блекнет или теряется, человек понимает, что этот механизм не в порядке и будет находиться в таком состоянии до тех пор, пока не будет проведено лечение. После окончания лечения человек не будет более нуждаться в точке или в какой-либо другой помощи зрению, так же, как машинисту не нужен манометр, когда машина работает исправно» 16, с. 88].

Бэйтс для проверки правильности воспоминания точки приводит ряд тестов 16, с. 88], которыми вы можете воспользоваться вместо сравнения вспомненного черного с увиденным:

Когда воспоминание точки идеально, оно происходит мгновенно. Если для достижения воспоминания требуется несколько секунд и более, то оно никогда не бывает идеальным.

Идеальное воспоминание не только происходит немедленно, но и длится непрерывно.

Когда точка вспоминается идеально, нормальное зрение достигается немедленно. Но если хорошее зрение обретается лишь спустя 1-2 секунды, всегда можно доказать, что воспоминание точки неидеально, как неидеально и само зрение. Чем меньше будет вспоминаемая вами точка, тем лучше. Но начать вы можете с довольно большой площади.

При правильном воспоминании точки вам должно казаться, что она совершает короткие, легкие, медленные покачивания. Если для воспоминания точки будут прилагаться какие-либо усилия, вы испортите себе ее мысленное изображение – точка либо вообще исчезнет, что бывает чаще всего, либо произойдут какие-либо изменения в ее форме, цвете, резкости ее краев и т.д.

Воспоминание черной точки рекомендовалось Бэйтсом в качестве средства, способствующего улучшению видения букв и различных объектов. При достаточной тренировке человеку удается вспоминать точку в любых обстоятельствах при взгляде на любые объекты. Ваша задача заключается в том, чтобы, вспоминая точку в уме, смотреть одновременно на объект. Помните, что точка должна быть у вас в УМЕ (В ПРЕДСТАВЛЕНИИ), а не на объекте. Не надо «разукрашивать» объекты своего зрения точками! Когда вам удастся сохранить идеальное воспоминание черной точке в уме, ваше зрение тотчас станет нормальным.

Обычно в это время происходит такой процесс. Когда зрение улучшается воспоминанием точки, человек, открыв глаза, начинает различать детали рассматриваемого объекта, и это настолько его захватывает, что он теряет воспоминание точки. Иногда воспоминание точки теряется еще до того, как человек успеет осознать свое улучшившееся зрение. Таким образом, перед вами будет стоять довольно трудная, но разрешимая дилемма: сохранять воспоминание черной точки во время видения объектов открытыми глазами. Подходить к этому достижению вы будете постепенно, используя все методы достижения расслабления. Для этого надо начать с простейших этапов – воспоминания во время пальминга, воспоминания с просто закрытыми глазами, а потом уже воспоминание с открытыми глазами. Меняться должны и условия исполнения упражнения от благоприятных (тишина, отсутствие посторонних людей и т.п.) до неблагоприятных (наличие людей в помещении, тусклый свет и т.д.).

………………………………………………………………

В конце раздела рассмотрим крайний случай, когда воспоминание объектов во время пальминга дается с большим трудом. Тогда для концентрации можно просто считать количество своих вдохов, сосредотачивая, таким образом, мысли на дыхании. Обычно, чтобы достичь заметного эффекта, достаточно бывает насчитать 100-200 вдохов.

………………………………………………………………

Теперь перейдем к последнему, заключительному разделу, освещающему еще один вид пассивного метода расслабления мысленное представление.


Примечания:



Библиография

1. Agarwal M.S. Everyday eyecare.– New Delhi, 1987.

2. Agarwal, Raghubir Saran. Better sight without glasses.– 2d pocket ed.– Delhi: Dr. Agarwal"s Eye Institute, 1961.– 108 p.

3. Agarwal, Raghubir Saran. Mind and vision, a handbook for the cure of imperfect sight without glasses.– 6th.ed.Pondicherry: School for Perfect Eyesight, 1972.– 269 p.

4. Agarwal, Raghubir Saran. Nature cure for your eyes.Delhi, 1964.– 173 p.

5. Agarwal, Raghubir Saran. Psycho-solar treatment for the eye; a guide for prevention and cure of defective eyesight without glasses.– Delhi: Dr. Agarwal"s Eye Institute, 1954.– 16 p.

6. Agarwal, Raghubir Saran. Secrets of Indian medicine. (An exposition of Vata, Pitta and Kapha in modern terms and principles of synthetic system of treatment).– 2d enl. ed.Delhi: Dr. Agarwal"s eye inst, 1958.– 173 p.

7. Agarwal, Raghubir Saran. Secrets of Indian medicine (Ayurveda); an exposition of vata, pitta and kapha in modern terms and principles of synthetic system of treatment.Delhi: Dr. Agarwal"s Eye Institute, 1953.– 23 p.

8. Agarwal, Raghubir Saran. Secrets of Indian medicine. Synthesis of all systems of medicine.– 3d. ed. – Pondicherry: Ashram, 1971.– 240 p.

9. Agarwal, Raghubir Saran. Synthetic research in ophthalmology; an attempt of unification of allopathy, Ayurveda, homeopathy and nature cure.– Delhi: Dr. Agarwal"s Eye Institute, 1948.– 12 p.

10. Agarwal, Raghubir Saran. Yoga of perfect sight with letters of sri Aurobindo. A guide to develop perfect sight and the divine vision.– Pondicherry, 1971.– 206 p.

11. Aldous Huxley"s vision // Journal of the American Medical Association.– vol.122.– July 31.– 1943.– p.951.

12. Barber, Theodore Xenophon. LSD, marihuana, yoga and hypnosis.– Chicago, 1970.– 337 p.

13. Basilio Gomez, Juan. Como se recupera la vision normal: el metodo natural del oftalmologo norteamericano doctor W.H.Bates por J. de S"Agaro [pseud.] – 4 ed. reformada y ampliada – Barcelona: LEDA, 1961.– 95 p.

14. Bates W.H. The Bates method for better eyesight without glasses.– New York: Holt, Rinehart and Winston, 1981.– 200 p.

15. Bates W.H. The Bates method for good sight without glasses.– London: Faber and Faber, 1944.– 159 p. (A new revised edit. of "The cure of imperfect sight by treatment without glasses).

16. Bates W.H. Better eyesight without glasses.– New Delhi: Orient paperbacks, 1987.– 199 p.

17. Bates W.H. Blindness relieved by a new method of treatment. Report of case.– 7 p.– // New York medical Journal.– Feb.5.– 1917.

18. Bates W.H. A case of miopie refraction relieved by eye education.– 4 p.– // Medical Record.– New York.– 1912.Ixxxii, 851 (Nov.9, 19..).

19. Bates W.H. The cause of myopia // New York medical journal.– 1912.– vol.XCV.– N 11.– p.529-532.

20. Bates W.H. A clinical and experimental study of physiological optics.– 8 p.– // American journal of clinical medicine.– Chicago.– July.– 1921.

21. Bates W.H. The cure of defective eyesight by treatment without glasses; or, The radical cure of errors of refraction by means of central fixation.– New York: A.R.Elliott Publ. Co., 1915.– 26 p.

22. Bates W.H. The cure of imperfect sight by treatment without glasses.– New York city: Central Fixation Publishing company, 1920.– 313 p.

23. Bates W.H. Eye training for the cure of functional myopia // New York medical journal.– 1912.– vol.XCV.– N 20.pp.1029-1032.

24. Bates, W.H. How to use the Snellen test card for the prevention and cure of imperfect sight in children and adults.– New York city: Central fixation publishing Co., 19-.– 4 p.

25. Bates W.H. Imagination and vision.– 6 p.– // Jour. Allied med. assoc. of Amer.– Oct.– 1921.

26. Bates W.H. The imperfect sight of the normal eye // New York medical journal.– Sept.8.– 1917.

27. Bates W.H. Improving the sight of soldiers and sailors and relieving pain.– New York, 1918.– 7 p.

28. Bates W.H. Memory as an aid to vision.– 10 p.// New York medical journal.– May 24.– 1919.

29. Bates W.H. Myopia prevention by teachers // New York medical journal.– 1913.– vol.xcviii.– pp.410-413.

30. Bates W.H. De la myopie fonctionnelle // La Clinique ophtalmologique.– Paris.– 1912.– xviii.– pp.188-191.

31. Bates W.H. Perfect sight without glasses.– New York: Central fixation publishing company, 1920.

32. Bates W.H. The prevention of myopia in school children // New York medical journal.– 1911.– vol.xciv.– N 5.– pp.237-238.

33. Bates W.H. The radical cure of errors of refraction by means of central fixation // New York medical journal.1915.– vol.CI.– N 19.– pp.925-933.

34. Bates W.H. Rechtes Sehen ohne Brille. Heilung fehlerhaften Sehens durch Behandlung ohne Brille / Autor. Ubers.aus dem Engl. von Elsbeth Friedrichs.– Grimma: P.Schrecker, 1931.– 353 s.

35. Bates W.H. Shifting as an aid to vision.– 7 p.// New York medical journal.– July 3.– 1920.

36. Bates W.H. Throw away your glasses.– 15 p.// Heart"s internat.– Sept.– 1923.

37. Bates W.H. Treatment of myopia without glasses.// Medical Record.– New York.– 1894.– xIv.– pp.104-106.

38. Bates W.H. The vision of a case of myopia improved by treatment without glasses // Virginia Medical Monthly.Richmond.– 1891-1892.– xviii.– pp.941-943.

39. Benjamin, Harry. Adventure in living; the autobiography of a myope.– London: Health for all pub. co., 1950.– 192 p.

40. Benjamin, Harry. Better sight without glasses.London: Health for all publ.co., 1958.– 106 p.

41. Beswick, Ethel. Eyes, their use and abuse; how to improve defective vision.– Ashingdon: Daniel, 1948.– 44 p.

42. Beswick K. Good eyesight: Our birthright.– London, n.d.– 58 p.

43. Better eyesight (a monthly magazine devoted to the prevention and cure of imperfect sight without glasses.vols. 1-14; July 1919 – June 1930)/ Ed. Bates W.H.– New York, N.Y.: Central fixation publishing company [1919-1930].

44. Bragg, Patricia. Bragg system to better eye-sight.10th print.– Santa Ana (Calif.): Health science, 1973.– 33 p.

45. Corbett, Margaret Darst. Help yourself to better sight.– 1st ed.– New York: Prentice Hall, 1949.– 218 p.

46. Corbett, Margaret Darst. How to improve your sight; simple daily drills in relaxation.– rev.ed.– New York: Crown Publishers, 1953.– 93 p.

47. Corbett, Margaret Darst. A quick guide to better vision. How to have good eyesight without glasses.– Englewood Cliffs (N.J.): Prentice-Hall, cop.1957.– 114 p.

48. Corbett, Margaret Darst. Vedere meglio senza occiali…– Milano: Longanesi and c., 1950.– 302 стр.

49. Corbett, Margaret Darst. Yoga des yeux: Cet ouvrage inspire des travaux du Dr. Bates, est une adapt. de l"oeuvre de Margaret Darst Corbett «Help yourself to better sight» par le Dr. Rene-Etienne Longue.– Verviers: Marabout, 1979.– 250 p.

50. Cornsweet T.N., Crane H.D. Training the visual accomodation system // Vision Res.– 13:713, 1973.

51. Curtin, Brian J. The Myopias: Basic science and clinical management.– Philadelphia, 1985.– 495 p.

52. Devaraj T.L. Speaking of: Ayurvedic Remedies for Common Diseases.– New Delhi, 1988.

53. Duke-Elder W.S. The Art of Seeing by A.L.Huxley, Book review // British Medical Journal.– vol.1.– May 22.1943.– p.635.

54. Friedrichs, Elsbeth. Lernt wieder sehen! Neue Heilwege fur kranke Augen. Eine Anleitung zur Selbstbehandlung Sehstorungen und zur Aneignung grosserer Sehscharfe fur Augenkranke und Gesunde. Nach den Grundsatzen des W.H.Bates dargestellt von Elsbeth Friedrichs.– 6 Aufl.Lorch: Karl-Rohm, 1931.– 135 стр.

55. Galton, Lawrence. Improve your sight without glasses // Coronet Magazine.– October.– 1955.

56. Hackett, Clara A. & Galton, Lawrence. Relax and see. A daily guide to better vision.– London: Faber and Faber, 1957.– 282 p.

57. Hauser, Bengamin Gayelord. Better eyes without glasses.– London: Faber and Faber limited, 1941.– 80 p.

58. Hauser, Bengamin Gayelord. Keener vision without glasses.– New York: Tempo books, inc., 1932.– 162 p.

59. Hill, Ann (ed.). A visual encyclopedia of unconventional medicine: A health manual for the whole person.– New York and London, 1979.– 240 p.

60. Hofstetter H.W. Optometry: Professional, economic and legal aspects.– St. Louis, 1964.– 412 p.

61. Hoopes A., Hoopes T. Eye power.– New York: Alfred A Knopf, 1979.

62. Huxley, Aldous Leonard. The art of seeing.– New York-London: Harper and brothers, 1942.– 273 p.

63. Huxley, A.L. Learning to see // Colliers.– New York.– vol.111.– April 21.– 1943.– p.24.

64. Jacques R.A. The Bates method of treating ametropia // The Optician.– vol.141.– N 3646.– February 17.– 1961.pp.143-144.

65. LeCron L. Experimental Hypnosis.– New York: Macmillan, 1954.

66. Lierman, Emily C. Stories from the clinic.– New York city: Central fixation publishing co., 1926.– 259 p.

67. Macfadden, Bernarr Adolphus. Strengthening the eyes; a system of scientific eye training.– New York: Macfadden publications, inc., 1924.– 201 p.

68. Macfadyen, Ralph J. See without glasses.– Greenwich, Conn., 1963.– 176 p.

69. Macfadyen, Ralph I. Weg mit der Brille! Das Heilen von Augenleiden und die Wissenschaft vom richtigen ehen.Stuttgart: Gunther, 1964.– 228 s.

70. Mangin-Millot, Georgette. Vos yeux; comment conserver une bonne vue, reeduquer la vision, corriger le strabisme, supprimer les lunettes, comment embellir vos yeux.– Paris: Editions Medicis, 1949.– 102 p.

71. Natural eye training for perfect vision without glasses.– New York: Centro-Vision institute, 1928.

72. Pascal J.O. On Aldous Huxley"s «The Art of Seeing» // Archives of Ophthalmology.– vol.26.– June.– 1943.– p.636.

73. Peppard, Harold M. Sight without glasses.London-Melbourne: Ward, Lock & co., 1956.– 153 p.

74. Ram Kumar E.R. Heal yourself with yoga: Specific asanas for specific diseases.– Bombay, 1987.

75. Sarma, L. Kamesvara. The natural cure of eye-defects.– 5th edition.– Pudukkottai, 1956.– 60 p.

76. Schlaegel T.F. Psychosomatic ophthalmology.Baltimore, 1957.– 523 p.

77. Sivananda, Swami. Health and hygiene. Anatomy and physiology.– 1st edition.– Rishikesh, 1957.– 423 p.

78. Sgrosso S. Il metodo di Bates al vaglio di un oculista // La riforma medica.– Napoli.– 1952.– Anno LXVI.N37.– pp. 1009-1010.

79. Snyder C. Bates, Huxley and myself // Int. Ophthalmol. Clin.– 2:921.– 1962.

80. Thomson, Charles Leslie. Your sight. Care and improvement by natural methods.– London: Thorsons, 1956.– 101 p.

81. Windolph, Michael. Easy eye exercises for better vision. Self-helps to sight improvement.– Hicksville (N.Y.): Exposition press, c.1974.– 159 p.

82. Глазные болезни: Учебник / Под ред.Т.И.Ерошевского, А.А.Бочкаревой.– 2-е изд., перераб. и доп.– М.: Медицина, 1983. – 448 с.

83. Ковалевский Е.И. Глазные болезни.– 3-е изд., перераб. и доп.– М.: Медицина, 1986.

84. Советский энциклопедический словарь / Гл. ред. А.М.Прохоров.– 3-е изд.– М.: Сов. энциклопедия, 1985.– 1600 с.




Читайте главные новости страны на сайте Golosinfo.com.


 


Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Другие сайты | Наверх