• Перемены в руководстве
  • Новая команда
  • Финансовый отдел
  • Новый генеральный директор
  • Новые разделы каталога
  • Витрина под i-mode
  • Подготовка переезда в Тверь
  • 2005 год. Крупная реструктуризация

    2005 год для OZON.ru стал годом крупных перемен. С 2003 года магазин являлся частью холдинга «PPE Групп», возглавляемого Паскалем Клеманом, и в январе 2005 года совет директоров OZON.ru принял решение о строительстве нового здания складского производственного комплекса в Твери общей площадью свыше 5000 кв. м. Координировала проект компания «ПРОМО Эстейт», а в качестве генерального подрядчика и заказчика выступала входящая в состав «PPE Групп» компания «Промопост», которая на тот момент уже имела в Твери производственный комплекс общей площадью 12 500 кв. м.

    Для решения этой задачи была создана проектная группа, в которую вошли главный инженер компании «Промопост» Игорь Шапкин, ведущий аудитор холдинга «PPE Групп» Екатерина Возиянова, финансовый директор холдинга Татьяна Ким и генеральный директор «Промопоста» Татьяна Щорс. Проекту было дано имя «Горизонт-2» (название «Горизонт-1» принадлежало первому зданию «Промопоста» в Твери).

    Перемены в руководстве

    На тот момент среди акционеров и в руководстве компании уже достаточно серьезно обострились противоречия относительно перспектив развития проекта. Основными пунктами этих противоречий стали перенос операционно-логистической базы в Тверь, очередная реструктуризация компании, дилемма между «семейным» или «международным» путем развития компании.

    В результате акционеры решили, что дальнейшее развитие OZON.ru будет проходить в тесном контакте и фактически в режиме прямого управления со стороны руководства «PPE Групп».

    Ведущие специалисты OZON.ru отправились в Тверь, где с помощью гендиректора «Промопоста» Татьяны Щорс стали знакомиться с системой дистанционной торговли «PPE Групп», имевшей много общего со спецификой работы OZON.ru. Была изучена работа большого склада, нового логистического центра, который туда переехал из Москвы, систем приема и обработки заказов, управления отношениями с клиентами (CRM).

    Было окончательно решено, что в Твери рядом с комплексом, принадлежавшим «PPE Групп», будет построен новый большой склад OZON.ru и создан новый озоновский логистический центр.

    Почему OZON.ru требовалось частично переехать и почему именно в Тверь? Логика была такова: у «PPE Групп» в этом городе уже был создан большой рабочий комплекс, а OZON.ru был ее частью. Кроме того, OZON.ru в Москве уже явно задыхался, а стоимость аренды складских помещений в столице не позволяла решить эту проблему кардинально. Перед складом в Москве выстраивались очереди трейлеров, которые не успевали разгружаться, сотрудники склада работали в сильной тесноте. В общем, даже на тот момент склад уже не справлялся с нагрузкой и тормозил дальнейшее развитие проекта. Склад и логистика были явным бутылочным горлышком OZON.ru, и переезд в Тверь был логичным и экономически оправданным решением.

    Комплекс OZON.ru «Горизонт-2» в Твери

    У «PPE Групп» в области дистанционной торговли на тот момент был накоплен очень большой опыт, объемы при этом были существенно больше озоновских, так что для OZON.ru знакомство с уже наработанными технологиями было очень полезным.

    Паскаль Клеман лично и очень активно принимал участие в отладке различных бизнес-процессов OZON.ru (причем практически во всех областях: складская логистика, работа курьерской службы, IT-функциональность и так далее), осуществляя таким образом оперативное руководство интернет-магазином.

    В результате в OZON.ru начиная с мая-июня 2005 года начались серьезные перестановки и смена части менеджеров-сотрудников. Прежде всего Паскаль предложил практически всему озоновскому офису переехать на Вятскую улицу в помещения «PPE Групп». Это было вполне логично, так как OZON.ru с «PPE Групп» стали практически одной компанией. Переезд состоялся, и он оказал сильное влияние на всю атмосферу в компании: именно тогда OZON.ru фактически перестал быть «семейной» компанией и зажил непростой, но перспективной жизнью крупной фирмы со своим стилем работы. Паскаль Клеман активно насаждал в OZON.ru новые корпоративные принципы, и это явно шло на пользу компании, которой еще предстояло развиваться и развиваться.

    Тяжелее всего предстоящие события переживал московский склад. Его работникам было известно, что в скором времени озоновский склад будет переезжать в Тверь, поэтому настроение у людей было «чемоданное»: все ожидали скорых увольнений. Тем не менее сотрудники ездили в Тверь и передавали новым работникам свой опыт работы с «Озоном», ведь в Твери набирались совершенно новые люди, их требовалось как-то обучать. Однако склад в Москве был сохранен и работает по сей день – он используется для электроники и всяких гаджетов; также часть склада занимает курьерская компания «О-Курьер».

    Новая команда

    С лета 2005 года у OZON.ru появляются новые ключевые люди в руководстве и формируется новая команда.

    В июне начинает создаваться совершенно новый для компании юридический департамент. Его начальником стала Оксана Чертилина. Одновременно начался ввод автоматизированной системы визирования и учета договоров и иных юридических документов.

    Юридический департамент был создан очень вовремя. Как раз летом 2005 года в адрес OZON.ru (а точнее, ООО «Интернет-решения» – юридического лица OZON.ru) в течение двух недель поступило 11 исковых заявлений от ООО «Издательство Джем», которое известно своим поставленным на поток «бизнесом» по защите авторских и смежных прав различных исполнителей, композиторов, авторов текстов и музыки, причем нередко тех прав, обладателем которых это «Издательство Джем» и не являлся. Причем не все исковые заявления исходили от «Джема»: некоторые подавались лично от его генерального директора Андрея Черкасова.

    Общая сумма заявленных исковых требований составила чуть менее трех миллионов рублей. Однако в большинстве исковых заявлений истцам было отказано. Некоторые дела рассматриваются до сих пор арбитражными судами различных инстанций.

    Надо сказать, директор «Издательства Джем» практиковал довольно своеобразные методы отстаивания «правды» в судебных инстанциях. Он заключал договоры с авторами песен на передачу произведений, уже переданных этими же авторами третьим лицам, приносил в суды странные документы, нарисованные в «Фотошопе», а на одном судебном разбирательстве прилюдно съел документ из материалов дела. Особую радость у юристов «Озона» гендиректор «Джема» вызвал исковым заявлением по признанию контрафактом продукции, которую поставляла в OZON.ru компания, входящая в состав самого же «Джема».

    Таким образом, на юридический департамент сразу же после создания навалилась масса всяких забот.

    В июне 2005 года в OZON.ru была введена новая должность – директор по операциям. Эту должность заняла Татьяна Щорс, бывшая до этого главой фирмы «Промопост», которая входила в состав «PPE Групп». Главная задача, которая была поставлена перед Татьяной, относилась к переезду склада OZON.ru в Тверь и налаживанию всех соответствующих бизнес-процессов.

    В июле 2005 года компанию OZON.ru покинул генеральный директор Владимир Долгов. Исполнителем обязанностей генерального директора стал Паскаль Клеман. Именно с этого момента началась очень серьезная реструктуризация, без которой было не обойтись; в OZON.ru произошли серьезные изменения.

    В OZON.ru были приглашены новые ключевые менеджеры, которые стали наводить порядок в своих подразделениях. Паскаль Клеман очень плотно занимался всеми процессами: проводил бесчисленное количество встреч и совещаний. Приоритетной задачей стал предстоящий переезд в Тверь, на который возлагались большие надежды.

    Также примерно с июля 2005 года с текущей ситуацией в компании знакомится Бернар Люке, который через три месяца станет новым генеральным директором.

    Финансовый отдел

    В конце августа 2005 года в OZON.ru на должность финансового директора была приглашена Елена Орлова, впоследствии вошедшая в число 40 самых успешных женщин России в возрасте до 40 лет, по данным журнала «Финанс» за март 2007 года.

    С ее приходом финансовый отдел переродился. Он начал работать в новом формате и выполнять функции, которые характерны для западной бизнес-культуры. В результате отдел стал играть роль «тренера по финансам» для всех остальных подразделений. Начались преобразования в структуре управления финансовыми ресурсами, были введены новые системы контроля за бюджетами, да и сами бюджеты подразделений с четкой матрицей распределения ответственности за расходование денег родились в первый раз именно тогда.

    Бюджет на 2006 год был впервые разработан с привлечением всех менеджеров, отвечающих за какую-либо часть бизнес-процесса, чтобы они научились не только потреблять денежные средства, но и планировать, распределять и экономить. С тех пор бюджетное планирование стало обыденным ежегодным мероприятием.

    Требования к «прозрачности» в финансовой отчетности были уже установлены и соблюдались ранее. Но с ростом интернет-сегмента стало ясно, что методику отчетности нужно менять, распределять роли, автоматизировать типовые части процесса подготовки отчетности по IFRS[13] для того, чтобы обеспечивать и менеджеров, и акционеров надежной детальной финансовой информацией как можно раньше.

    В 2006 году финансовый отдел состоял уже из шести человек.

    Новый генеральный директор

    В начале октября 2005 года в OZON.ru по приглашению акционеров приходит новый генеральный директор – Бернар Люке.

    Бернар Люке родился в 1969 году в городе Вевей (Швейцария), в 1991 году окончил Университет Лозанны, получив степень магистра политических наук. С декабря 1991-го по август 1994 года работал в компании «Нестле Швейцария». С мая 1996-го по январь 2000 года – сотрудник компании «Нестле Фуд Россия». С января 2000-го по март 2002 года – вице-президент по маркетингу компании ru-NET Holdings, директор по маркетингу фонда прямых инвестиций «Бэринг Восток Кэпитал Партнерс». Осуществлял стратегическое планирование и реализацию маркетинговой политики компании Яndex, интернет-магазина OZON. ru. С апреля 2002-го по сентябрь 2005 года – директор по маркетингу и развитию бизнеса компании «Нестле Неспрессо Швейцария», наиболее динамично развивающегося подразделения «Нестле Групп».

    Нужно подчеркнуть, что Бернар был хорошо знаком с OZON.ru еще с 2000 года и неоднократно лично планировал различные маркетинговые кампании – в частности, знаменитый ролик с голым человеком. До OZON.ru Бернар Люке в основном занимался маркетингом и не занимал пост генерального директора. Однако в ru-NET Holdings решили, что подобный пост ему вполне по плечу, – и практика показала, что они не ошиблись.

    В 2005 году должность генерального директора OZON.ru занял Бернар Люке

    Перед Бернаром Люке была поставлена задача развивать OZON.ru с маркетинговой точки зрения и с точки зрения бизнес-процессов.

    Новые разделы каталога

    В 2006 году у OZON.ru продолжают появляться новые разделы и сервисы.

    В разделе «Электроника» представлен широкий набор электронной техники – компьютеры и периферия, домашняя электроника, игровые приставки, видеокамеры и домашние кинотеатры от ведущих мировых производителей. Основными партнерами OZON.ru в этом разделе являются компании Apple и HP.

    Раздел «Фото» – фотокамеры и аксессуары к ним. Здесь же действует сервис по печати цифровых фотографий. Основным партнером OZON.ru в этом разделе является компания Kodak.

    Раздел «Мобильные телефоны» – мобильные телефоны, смартфоны, беспроводные аксессуары, игры для мобильных телефонов, программы и дата-кабели.

    Для клиентов интернет-магазина открыты новые дополнительные сервисы: экспресс-доставка по Москве в пределах МКАД и возможность использовать для оплаты покупки потребительские займы, предоставляемые финансовой компанией «Русфинанс», которая входит в международную банковскую группу «Сосьете Женераль».

    Витрина под i-mode

    В начале 2005 года компания МТС анонсировала новый сервис под названием i-mode, который был создан в Японии, где им пользуется порядка половины всех абонентов. МТС приобрела лицензию на этот сервис и стала предлагать его своим абонентам.

    C технической точки зрения i-mode изначально представлял собой надстройку поверх обычной сети мобильной связи, обеспечивающей пакетную передачу данных. С точки зрения потребителя i-mode выглядит как единый центр управления услугами, доступа к сервисам и разнообразной справочной информации. В первом приближении напоминает современный «продвинутый» WAP-портал, однако i-mode намного богаче функционально. Например, электронная почта и сервисы по обмену картинками и мелодиями между пользователями изначально интегрированы в структуру i-mode. Система достаточно гибка и может настраиваться под нужды отдельной корпорации, i-mode часто используется для управления товаропотоками, контроля складских запасов и так далее.

    В OZON.ru, узнав об этом, предположили, что довольно большое количество абонентов МТС решит воспользоваться новинкой. А значит, у OZON.ru должна быть собственная i-mode-витрина.

    В результате в IT-отделе потратили определенные силы на разработку специальной мобильной витрины, которая первоначально была «заточена» под i-mode, однако структурно могла также использовать и другие оболочки, например для PDA.

    В течение месяца мобильный вариант OZON.ru под i-mode был сделан и запущен в промышленную эксплуатацию: там можно было искать товары, просматривать их описания и делать заказ. Работала эта витрина до 2007 года, пока ее не заглушили за ненадобностью, поскольку в МТС прекратили поддержку технологии i-mode.

    Подготовка переезда в Тверь

    Подготовка переезда активными участниками этого события вспоминается как нескончаемый кошмар. Перебираться надо было очень быстро. И если даже обычный переезд из дома в дом в пределах одного города бывает серьезной проблемой, то в данном случае речь шла о переводе склада и логистического центра из одного города в другой, что являлось крайне суровой задачей, которая сильно усложнялась тем, что OZON.ru – работающий интернет-магазин с очень высокими оборотами, так что переезд предстояло делать «живьем», на работающей инфраструктуре.

    Впрочем, было понятно, что на какое-то время магазин остановить все-таки придется, поэтому для переезда выбрали затяжные новогодние праздники (в январе 2006 года страна первый раз отдыхала на Новый год практически десять дней).

    Между тем, когда осенью стали разбираться с чертежами строящегося склада, выяснилось, что намеченный лабиринт стеллажей совершенно не подходит под планируемую схему работы и логистики. В результате директор по операциям Татьяна Щорс, руководство IT-отдела (который разрабатывал соответствующие логистические IT-системы) и руководитель бизнес-проектов совместно начали в спешном порядке разрабатывать новую схему склада, которая отвечала бы поставленным задачам.

    Кроме того, Татьяне Щорс пришлось быстро создавать очень важный документ, в котором описывались бы все соответствующие бизнес-процессы в OZON.ru, потому что без этой основы было бы невозможно принимать на работу людей и планировать дальнейшее развитие компании.

    Параллельно IT-отдел создавал базу для перестройки IT-инфраструктуры и моделировал перевод процессов в Тверь. Окончательный прообраз переезда был готов к 29 декабря.

    В Твери при этом велась большая работа по набору и обучению персонала. Несмотря на то что склад строился на территории «PPE Групп» и там работала принадлежащая холдингу компания «Промопост», директору по операциям Татьяне Щорс было запрещено забирать людей из «Промопоста». С ней из «Промопоста» в OZON.ru перешли только двадцать человек, девятнадцать из которых до сих пор работают в компании, и они стали основой того нового OZON.ru, который создавался в Твери.

    Руководство, акционеры и менеджеры понимали, что OZON.ru должен заметно выиграть от переезда в Тверь, однако сложный и болезненный процесс переезда и выстраивания совершенно новой инфраструктуры не должен был никаким образом отразиться на покупателях. Для них место отправки заказа «Тверь» не должно было означать никаких задержек, никаких сложностей при комплектации.

    Итоги 2005 года по данным пресс-релиза OZON.ru

    Совокупный оборот компании в 2005 году вырос по сравнению с 2004 годом на 52 % и составил 38 миллионов долларов США (оборот интернет-магазина OZON.ru – 19 300 000 долларов США, проекта почтового каталога «Книжный сезон» – 18 700 000 долларов США).

    Интернет-магазин OZON.ru отправил своим клиентам 596 100 (449 947 – в 2004 году) заказов, в которых содержалось 2 432 113 (1 581 240 – в 2004 году) товаров.

    В товарных продажах OZON.ru 59 % составили книги, 22 % – видео, 9 % – музыка, 6 % – электроника и фототехника, 3 % – букинистические издания и раритеты. В 2005 году интернет-магазин продал 1 214 636 экземпляров книг (по сравнению с 2004 годом рост составил 20 %), а DVD и видео-CD – 327 396 штук (по сравнению с 2004 годом рост составил 145 %).

    По территории России OZON.ru отправил 86 % заказов, за рубеж – 14 % (соотношение 2004 года – 82 и 18 %). Среди регионов России первые позиции занимают: Москва (49 %), Санкт-Петербург (10 %), Екатеринбург, Новосибирск, Владивосток, Тюмень. В структуре зарубежных продаж большая часть заказов приходится на Украину, Германию, США, Израиль.

    Ассортимент интернет-магазина OZON.ru составил более 250 000 товаров. Ассортимент раздела «Книги» увеличился до 177 244 наименований.







     


    Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Другие сайты | Наверх