• Минимаксный подход к задаче построения себе жилья
  • Семечки – арабам, компьютеры – россиянам
  • Во-первых – искать быстро, во-вторых – по-русски
  • Авраам родил Иакова. Иаков родил Исаака. Илюша родил «Яндекс»
  • Да, кстати, что такое Интернет?
  • Найдется все! Даже деньги
  • Мы такие хорошие!
  • А ну, кому юзеры? Есть 12 миллионов!
  • Эй, малый бизнес! Глотнуть не желаешь?
  • «Кликнули» – плати!
  • К гадалке не ходить
  • Командировка на этот свет
  • Плохо Греции без «Яндекса», или Из «Керосинки» – не в олигархи

    Аркадий Волож

    Как известно, в Греции есть все. Именно поэтому греков ужасно жалко. Как же они, бедняги, в этом «всем» ищут что-то конкретное без «Яндекса»?

    И еще одно предваряющее соображение. Очень похоже, что интернет-реклама из игрушки для наиболее продвинутой части бизнес-сообщества стремительно становится реально работающим маркетинговым инструментом.

    А значит, вряд ли кто удивится, обнаружив на страницах нашей книги интервью с генеральным директором компании «Яндекс» Аркадием Воложом.


    Аркадий Волож – образование высшее. Руководит тем, что знает все обо всем, и при этом не КГБ. Апологет «искалок» и контекстной рекламы. Если он прав, то традиционным СМИ и в самом деле придется подвинуться. Интернет идет!

    Аркадий, ваш «Яндекс» действительно крупнейшая интернет-площадка России?

    По всему выходит, что так. Нашим сервисом пользуются 12 млн человек в месяц. До нас первенство было у «Рамблера».

    А судьи кто?

    Для оценок применяют два метода. Первый – инженерный: просто просчитывается количество загруженных страниц. Второй – опросный: «Комкон», «Гэллап». По их оценкам, к нам обращены до 75 % запросов.

    Звучит убедительно. Тем интереснее проследить истоки этого интернет-величия. Что, с детства математика-информатика?

    Отчасти. Папа у меня известный геолог, нефтяник. Мама – музыкант, но карьеру поначалу не делала, моталась с папой по всем его экспедициям.

    И он действительно нашел нефть?

    Он – первооткрыватель, это нечасто случается. Прикаспийская площадка, 1964 год. Так что детство я провел в южных городах, причем без особого родительского надзора: рос во дворе, с 6 лет передвигался на городском транспорте самостоятельно.

    Но арифметику-то не на буровой изучали?

    Арифметику изучал в физико-математической школе. А поступать приехал в Москву, в «Керосинку».

    Это лучше расшифровать.

    Тогда она называлась «Московский институт нефти и газа имени Губкина».

    Рассадник нынешних олигархов?

    Не без этого. В параллельной группе учился Женя Швидлер – нынешний президент «Сибнефти».

    Нефтяник без нефти, как редактор без редакции.

    Запах-то нефти помните?

    У меня была другая специализация. Меня учили математике. Учили, кстати, хорошо. А геологии никакой не было.

    И это с такой наследственностью? Почему?

    Полуслучайно. Это был единственный в вузе факультет, куда льготно принимали медалистов. Кстати, Илюша Сигалович, будущий технический директор «Яндекса», тоже оттуда.

    Но хоть что-то вас с «черным золотом» объединяло?

    После четвертого курса мы в военных лагерях разворачивали полевые хранилища ГСМ. Даже песню пели про трубопроводные войска. Слов только не помню.

    Е. К. (Елена Колмановская, присутствующая на интервью главный редактор «Яндекса». – Прим. авт.):

    Трубопроводные войска Хоть вы в боях и не бывали Но славу трудную свою Вы на ученьях добывали.

    Кстати, Елена, а чем занимается редакция «Яндекса»?

    Е. К.: Ничем. В «Яндексе» ничего не редактируют. На самом деле я работаю Аркашиным архивом.

    Диалог не по существу

    – А что вас интересовало в институте, кроме учебы?

    – Не знаю. Ничего. То есть все. Первый раз в чужом городе. Очень хорошая группа. К сожалению, в России осталось человек шесть.

    – И все же, что увлекало? Е. К.: Фрейд и Гумилев.

    – И кто больше?

    – Гумилев.

    – А почему не музыка? При маме – профессиональном музыканте?

    – Она меня в шесть лет прослушала и сказала, что этому ребенку музыкой заниматься не надо.

    Минимаксный подход к задаче построения себе жилья

    Что было после вуза?

    Это был 86-й. Диплом защищал в Институте проблем управления. Но распределиться туда не смог – еще действовали советские ограничения. Поэтому пошел в организацию, стоявшую в списке последней, – Институт строительства трубопроводов.

    Зачем?

    Там была ЕС-1022 и огромное количество свободного времени.

    Как его тратили?

    В заочной аспирантуре ИПУ писал диссертацию.

    На тему?

    «Минимаксный подход к задаче агрегированного упорядочения».

    Защитились?

    Нет. Три года работал за 115 рублей в месяц.

    Так и не прибавили?

    Прибавили. Стало 120. А у меня уже появились дети, нужно было жилье.

    От первого лица

    … Еще на 4 курсе я познакомился с Аркадием Барковским из ВЦ АН СССР – здесь, кстати, был написан «Тетрис». Там же я увидел первую PC/XT. Она меня покорила. Моя ЕС занимала целый этаж, и ее обслуживали 12 человек. А здесь те же возможности стояли на Аркашином столе…

    …На самом деле труды над диссертацией не пропали. Результаты плавно перетекли в программный продукт «Типолог Тэрри», который несколько лет успешно продавался…

    Семечки – арабам, компьютеры – россиянам

    Как решали жилищную проблему?

    В 88-м грянул Закон о кооперации. В институт пришло письмо из ЦК КПСС с требованием создать кооператив. Меня, как самого молодого, одарили двумя процентами и впрягли в это дело. Я придумал название «Магистральные трубопроводы». Его обрезали, оставив «Магистр». Может, и к лучшему.

    Почему?

    Потому что к 89-му его бизнес строился на тыквенных семечках. Их закупали на Кубани и продавали в Австрию. А те, обжарив, перепродавали семечки арабам, которые оказались большими ценителями этого продукта. Мы же на вырученные деньги везли из Австрии компьютеры. В России их «заряжали» программным обеспечением – это как раз был мой участок – и продавали уже как АРМы, автоматизированные рабочие места. А на вырученные деньги, замыкая цикл, закупали семечки.

    Это был единственный ваш бизнес?

    Нет, уже начинался второй, с американцем Робертом Стабблбайном.

    Натуральный американец или из бывших наших?

    Натуральнее не бывает. Два метра шесть сантиметров американского роста. Приехал к нам из Бостона изучать русский язык, здесь женился и уже 15 лет работает. Он тоже хотел продавать в России компьютеры. Я пытался соединить его с «Магистром», но не вышло: наши ориентировались на дешевые тайваньские машины, а Роберт хотел поставлять сюда профессиональные американские системы. И, наконец, закрутилась работа, ставшая предтечей «Яндекса».

    От первого лица

    …За два года я неслыханно разбогател – получил в собственность два персональных компьютера. Продал их и купил первую в своей жизни собственную квартиру…

    Во-первых – искать быстро, во-вторых – по-русски

    Похоже, мы подошли к главной теме нашего интервью.

    Еще в НИИ трубопроводов я занимался автоматизацией сбора и обработки научно-технической информации. И уже тогда стало понятно, что это совершенно отдельная задача.

    А Аркадий Барковский занимался компьютерной лингвистикой. Собственно, «Яндекс» и родился из огромного объема информации и понимания того, что, во-первых, в ней надо уметь четко и быстро искать необходимое, а во-вторых, делать это на русском языке.

    Это уже какие годы?

    90-91-й. Я нашел заказ во ВНИИ патентной информации – им требовалась поисковая система для международного классификатора изобретений. И собрал людей, умеющих искать и профессионально знающих русский язык. Малое предприятие назвали «Аркадия».

    Почему?

    Учредители – Аркадий Барковский и Аркадий Волож.

    Диалог не по существу

    – Что сейчас живо из тех бизнесов?

    – Про семечки – не знаю.

    Деятельность с Робертом вылилась в компанию «Комптек» – известного игрока на рынке сетевого оборудования.

    От «Типолог Тэрри» осталась только дружба с Сашей Ослоном, ныне директором Фонда «Общественное мнение». Он писал «Типолог», а я – «Тэрри». И мы оба были аспирантами у замечательного математика Ильи Мучника, ныне работающего в Принстоне.

    – А как вы думаете, будут эти люди возвращаться?

    – Не знаю. Но Мучник, вполне возможно, будет работать для «Яндекса». Переговоры уже ведутся.

    Кстати, и Барковский ведь тоже уехал. Он сейчас один из ведущих специалистов в «Яху».

    – Ваш конкурент?

    – Нет. Друг и приятель. Мы с «Яху» не конкурируем, разве что «Яндекс» станет мировой компанией.

    Авраам родил Иакова. Иаков родил Исаака. Илюша родил «Яндекс»

    Все стало серьезно с появлением Сигаловича. Он влезал постепенно: «Тут надо оптимизировать, тут – переписать». В итоге к 93-му вся система поиска стала совершенно другой.

    А в чем искали?

    Пока все в том же международном классификаторе изобретений. Но ситуация постоянно ухудшалась. Бюджетных денег не было. Покупать софт никто не мог.

    И мы занялись… библией.

    Почему?

    А почему нет? Библия – это большой текст. Точнее – большой массив неструктурированных текстов. Именно свободных текстов, а не баз данных. Здесь все ищется по-особому. Эта технология и стала впоследствии «Яндексом».

    То есть представляя Интернет как один гигантский неструктурированный текст?

    Конечно.

    А откуда взялось само слово «Яндекс»?

    О, это классика жанра. Если реально – то Илюша предложил дать личное имя технологии поиска. Одно из предложенных им названий – «Yet another index», «Еще один индекс». Программисты любят такие штучки. Я сократил его до «Yandex». «Я» – очень русская буква. Ее нет ни в одном другом алфавите. Очень хорошо для Рунета.

    Потом появились и другие версии.

    Например?

    Самая поэтичная – от Артемия Лебедева, бессменного дизайнера Рунета. От него исходит история об «Инь-дексе» и «Ян-дексе» российской Сети.

    От первого лица

    А. В.:… «Яндекс» родился из Илюшиной гениальности в программировании…

    Е. К.: …В Рунет «Яндекс» попал почти случайно. Мы ведь продавали «искалки». Вот и сделали демоверсии на трех красивых примерах: Библии, полном собрании сочинений Пушкина и Рунете, тогда, в 97-м, в сумме тянувшем на 4-5 гигабайт. Пользователи были потрясены. Еще бы! Например, на слово «мужчина» выскакивало аж 48 ссылок! Сейчас бы их было тысяч двести…

    Да, кстати, что такое Интернет?

    То есть весь ваш сегодняшний бизнес проистек из демоверсии старой «искалки»?

    Можно сказать и так. Уже через полгода это оказалось не демонстрационной технологией, а реально востребованным сервисом. Люди пользовались «Яндексом» именно для поиска в Интернете.

    А разве западных «поисковиков» в Сети не было?

    У нас весь инструментарий был «заточен» именно под русский язык. Кроме того, в 97-м вообще не было единого мнения о том, что такое Интернет. Да и сейчас нет, он слишком быстро мутирует.

    Вы в «Яндексе» не знаете, что такое Интернет?

    А что это такое? Новый метод коммуникаций? Безусловно. Новый вид справочника? Конечно. Новое СМИ? Обязательно. Но ведь именно – новое!

    У вас появляется возможность спросить о любой вещи несколько миллионов человек! В любой области знаний! (А ведь 98 % нашей повседневной деятельности происходит в областях, в которых мы не специалисты.) И, кстати, получить при этом не цензурируемую и не аганжированную информацию. Точнее – не только цензурируемую и аганжированную. Таким образом, Интернет гораздо менее управляем, чем традиционные СМИ.

    Более того, СМИ предоставляют информацию, никак не зависящую (или только косвенно зависящую) от потребителя. В Сети ты выбираешь ее сам. И, наконец, в отличие от СМИ, в Инете есть еще и статистика.

    От первого лица

    …Сейчас любое высказывание, статья, сплетня – немедленно становятся частью всемирной информации, которая к тому же поддается структурированию и поиску. Это уже не новое качество информации. Это новое качество жизни…

    … Рунет вообще не пострадал в кризисе. Более того, он тогда даже поднялся: очень многие были недовольны медлительностью традиционных СМИ и в кризисной ситуации стали использовать вместо них Сеть…

    Найдется все! Даже деньги

    Все это в конце 90-х понимали не только мы, так что найти инвестора для развития становилось достаточно легко. Мы ушли из «Комптека» в самостоятельное плавание в марте 2000-го, уже успев написать в качестве программистов Narod.ru (хостинг для новичков, на котором сейчас 600 000 личных сайтов) и Molotok.ru – типичный интернет-аукцион. И еще через месяц анонсировали инвестиции от фонда Рунет Холдинг в размере 5 млн долларов. Они их дали нам взамен 37 % наших акций. Так что можно прикинуть, во сколько нас тогда оценивали.

    В июне 2000-го мы открыли сразу полдюжины сервисов: «Яндекс-почта», «Яндекс-товары» и другие. И превратились из сервиса в портал. Тогда же появился слоган «Найдется все!».

    А кто его придумал?

    Это уже тоже легенда. В том же 2000-м мы начали рекламироваться по ТВ. И внезапно поняли, что ролик про Интернет снять невозможно! Был конкурс, приходили с идеями. В основном почему-то про собаку, которая ищет.

    Е. К.: Пришлось даже в бриф забить, что «собак не предлагать». И вот сидели как-то ночью, обсуждали идеи. Все крутилось вокруг поиска. И вдруг, бум – и схватили: «Найдется все!» После чего сняли ролик с Темой Лебедевым в главной роли – бандита, между прочим. Этот ролик имел в Сети бешеный успех: его скачало 80 000 человек, едва ли не больше, чем посмотрело по телевизору.

    Мы такие хорошие!

    Что произошло в следующие три года?

    Ой, много чего произошло… Сначала мы боролись с «Апортом» за 4-5-е места.

    Почему только за 4-5-е?

    Потому что еще были «Мэйл.ру», «Лист», «Рамблер». Но уже через полтора года были первыми.

    За счет чего?

    Потому что мы – самые хорошие.

    А подробнее?

    Мы сконцентрировались на сервисах, нужных людям. Мы последовательно отказались от электронной коммерции и Инета как СМИ. Оставили лишь справочник и коммуникации.

    Разве вы занимаетесь справочниками?

    Не в смысле создания контента. Мы как раз не умеем создавать содержание. Зато отлично умеем – может быть, даже лучше всех остальных – создавать сервисы, которые исследуют и используют весь существующий в Интернете контент. Ну и все-таки мы действительно старались никогда не вести себя плохо.

    Диалог по существу

    – Надо быть хорошим человеком. Интеллигентным человеком.

    – Как это применить к Интернету?

    – Не врать, и чтобы сервис всегда работал.

    – А что значит – не врать, если вы не создаете контент?

    – Это значит, что, нажимая кнопочку в интерфейсе, человек должен точно знать, что выскочит ему в экран.

    А еще мы стараемся не выпускать вторичных продуктов. Что-то, конечно, приходится – та же почта, например. Но зато мы оборудуем ее такой спам-защитой, которую сами искренне считаем лучшей.

    От первого лица

    …Мы все сначала делаем для себя. А уже потом тиражируем. Поэтому, наверное, и остальным нравится…

    А ну, кому юзеры? Есть 12 миллионов!

    Раз уж заговорили про спам: правда ли, что это – начало конца сети?

    Формально – возможно: уже сегодня более 90 % трафика – это спам. Если раньше он был шумом на фоне полезного сигнала, то теперь все наоборот. Но тем не менее на «Яндексе» проблема спама практически решена.

    Защищены все почтовые ящики?

    И не только. Вы всю свою почту можете пропускать через наш фильтр – это бесплатно. А можете установить нашу «СПАМ-оборону» на свой корпоративный сервер.

    Сколько народу сегодня у вас работает?

    Порядка 150 человек – вдвое меньше, чем надо. Будет новый офис – наберем еще.

    Как вы структурированы?

    Примерно треть состава – программисты. Далее отдел эксплуатации – это сотни серверов. Отдел менеджеров. И ассистенты менеджеров, следящие за качеством контента: одних новостных источников около полутысячи. Ну и, конечно, служба поддержки пользователей. Они получают сотни писем в день. И благодарят, и просят помощи, и ругают. Последнее – очень полезно. Если человек не смог разобраться с какой-то кнопкой, то значит, с ней надо разбираться нам, авторам.

    Вы платите за контент?

    Нет. Бизнес-модель здесь следующая: мы пишем программы сервисов, у которых сегодня 12 млн пользователей. В основном бесплатных. Вот на праве целенаправленно обратиться к этой аудитории мы и зарабатываем деньги.

    От первого лица

    …Была идея, что Инет напрямую соединит всех продавцов и покупателей, напрочь убив дилеров и дистрибьюторов. Из этого «коммунизма» осталось лишь процентов десять. Но они остались…

    Эй, малый бизнес! Глотнуть не желаешь?

    Вот мы и подошли к рекламе.

    Хочу особо отметить – к рекламе для всех бизнесов без исключения. Около 30 % запросов – это люди, ищущие конкретные товар или услугу. И если для крупного бизнеса Сеть увеличивает эффективность рекламы, то для малого Интернет – это вообще глоток воздуха!

    Почему именно для малого?

    Крупный бизнес худо-бедно решает свои рекламные проблемы с помощью традиционных СМИ. А как быть тому, кто, например, вручную вышивает крестиком? Пойди найди целевую аудиторию! А у нас из 10 млн запросов в день хоть кто-нибудь из любителей вышивки да и откликнется. Другими словами, «Яндекс» знает всех своих пользователей. А значит – способен соединить запрос с тем пользователем, которому это интересно.

    До появления Интернета столь эффективного маркетингового механизма, как поисковая реклама, просто не существовало. Ну, за исключением газеты бесплатных объявлений. Но даже самый тщательно разработанный рубрикатор всегда хуже прямого ответа на запрос.

    От первого лица

    … Это такая роскошь – прямые вопросы граждан! На них так легко конкретно отвечать!..

    «Кликнули» – плати!

    Вторая радость любого рекламодателя – и опять-таки, особенно малого, – что у нас может оплачиваться не сам факт появления рекламы, а лишь факт «клика» по ней потенциального потребителя. Хотя объявление висит постоянно. Это уже не стрельба по площадям. Это уже огонь на поражение.

    Сколько это стоит?

    От 10 центов за клик.

    Но ведь количество рекламных блоков на странице ограничено?

    Да, не более четырех. Поэтому стоимость клика определяется на аукционе. Точнее – величина произведения стоимости клика и количества кликов. Ведь если кто-то предложит нам даже 1000 долларов за клик, но кликать никто не будет, произведение цены клика и количества кликов все равно будет равно нулю.

    Заметьте, это уникальная ситуация для рынка рекламы! Рекламодатель и рекламопроизводитель оказываются коммерчески завязанными на общий результат.

    И сколько реально платят за клик?

    Например, за клик на услуге «доставка мобильного телефона» рекламодатели готовы выкладывать по шесть долларов! «Цветы к 8 Марта» были еще дороже.

    А что, обычная баннерная реклама приказала долго жить?

    Нет, она тоже процветает. Однако баннерная – или медийная – реклама растет пропорционально росту Рунета, в то время как контекстная реклама растет гораздо быстрее. Судите сами. Вся рунет-реклама прошлого года была 20 млн долларов. В нынешнем году будет в два-три раза больше. При этом относительная доля баннерной рекламы упала с 30 до 20 %.

    Как вы оцениваете будущее контекстной рекламы? Если можно – в цифрах.

    Можно и в цифрах. Весь «желтостраничный» рынок оценивают в 200-300 млн долларов в год. Это – 20-30 тыс. компаний-рекламодателей. Все они по идее придут в Интернет.

    От первого лица

    …Контекстная реклама хороша еще тем, что не раздражает пользователя. Ведь это ответ на его собственный вопрос!..

    К гадалке не ходить

    Ожидаются ли революционные изменения в «Яндексе» в ближайшие два-три года?

    Хороший вопрос. Да, ожидаются. Но рассказывать не буду.

    Почему?

    Не хочу облегчать жизнь конкурентам.

    Е. К.: Аркаша, но в общих чертах-то можно?

    Мы работаем сейчас с открытым вебом. Но есть так называемый глубокий веб. Есть закрытый веб и вообще не веб. Хотя все это – информационный ресурс. Вот его раскапыванием сейчас и начнут все заниматься.

    Проблем будет масса. Например, то, что на Западе всегда было открыто, – те же географические карты, – у нас всегда было военной тайной. Или информация с текущим состоянием по билетам на транспорте, по местам в гостиницах. Она в принципе существует, но пока не структурирована. Плюс – развитие коммуникаций. Была почта, потом телефон, видеотелефон, радио, е-мейл, персональный сайт. Что будет дальше?

    Да, что будет дальше?

    Не знаю. Но за всеми новинками интернет-технологий следим очень тщательно.

    Е. К.: Правда, прямая «калька» здесь не всегда пригодна. Коммуникации очень привязаны к национальным культурным особенностям. Например, в России нет реальной службы знакомств. А в Америке чуть не в каждом баре есть книга, где каждый желающий обзавестись «половиной» оставляет о себе запись. Связь – через хозяина заведения. Услуга бесплатна: если люди найдут друг друга, то легко предположить, где они будут чаще всего отмечать свои даты.

    Командировка на этот свет

    Ну что, перейдем к столь любимому читателями разделу «Личное»?

    Давайте попробуем. Женат. Трое детей. Собака Свинка.

    А почему имя такое странное?

    Это было перечисление. Собака Дуся, морская свинка Дуня.

    Дети увлекаются компьютером?

    Они с компьютером работают. Кроме того, у нас дома нет телевизора.

    Почему?

    Потому что там нечего смотреть.

    Ваша домашняя страница?

    «Яндекс».

    Неожиданно. А ваша жена с вами работает?

    Нет. Она детей выращивала и получала второе образование. Семейный психолог-консультант. Они с Леной вместе учились.

    Е. К.: Так что я тут по блату работаю.

    У вас крупный или средний бизнес?

    Мы начинали как группа друзей. Но с 2000 года друзей для закрытия вакансий уже не хватает. Значит, средний.

    Что насчет хобби?

    «Яндекс». И пара компаний – «старт ап». Одна – беспроводные сети. Вторая – айпи-телефония.

    А кроме работы?

    Дача. Летом гуляю в лесу. Зимой сижу в сауне.

    А что-то яркое в жизни происходит?

    Яркое? Все как-то ровненько.

    Хорошо. Назовите три самых приятных для вас события вашей жизни.

    Е. К.: Рождение детей.

    Во, правильно! Вот для таких вопросов я и держу главного редактора!

    Вы вполне довольны жизнью?

    В целом – да. Прекрасная командировка на этот свет.







     


    Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Другие сайты | Наверх