• Глава 4 Поляризация
  • Глава 5 Концентрация
  • Глава 6 Праническое омоложение: ключ к психическому целительству
  • Раджа-йога для разума

    Глава 4

    Поляризация

    Мудрый человек подобен наковальне кузнеца, на которой выковано множество переживаний, но сама она осталась без изменений.

    (Индийский афоризм)

    Раджа означает “царь”; таким образом, раджа-йога — это “царская йога”, или “царский путь”. “Царь” в нашей жизни — разум, именно контролю над разумом и учит раджа-йога.

    Классической книгой по раджа-йоге считаются “Йога-сутры” Патанджали. Четыре главы этого труда посвящены дисциплинированию разума и раскрытию психического потенциала. Аштанга-иога, как часто называют систему Патанджали, — это особое изучение четырех внутренних, или эзотерических “членов” (санскр. анга) йоги. Этими четырьмя ветвями являются прать-яхара (иногда рассматриваемая как переходная стадия отхатха- к раджа-йоге), дхарана (концентрация), дхьяна (созерцание, или устойчивая концентрация), самадхи (состояние экстаза, реализации и космического сознания).

    СВЕРХНОРМАЛЬНЫЕ СПОСОБНОСТИ

    В первую очередь мы собираемся начать с дхараны, или концентрации. Концентрация — это путь к сиддхи, сверхнормальным способностям, скрытым внутри каждого из нас, — таким, как фотографическая память, самообезболивание, способность к мгновенным вычислениям в уме и т. д. По преданиям, раджа-йога дарует ученику еще более впечатляющие психические способности: телепатию, ясновидение, психометрию и тому подобные феномены, относящиеся к области парапсихологии.

    Раджа-йогу можно определить как искусство фокусировать сознание на бессознательном до тех пор, пока не произойдет их слияние в новое сверхсознательное состояние разума. Из всего вышеизложенного можно сделать вывод, что раджа-йога имеет дело исключительно с разумом и поэтому может рассматриваться как прикладная восточная психология.

    В наш век психологов, психоаналитиков и социальных работников было бы не лишним упомянуть о существенных отличиях между восточной психологией, типичным представителем которой является раджа-йога, и современной западной психологией.

    Современный западный психоанализ по-настоящему начался благодаря трудам Фрейда около девяноста лет назад. Восточной психологии раджи-йоги, как она изложена у Патанджали, приблизительно 2000 лет, а источники, из которых Патанджали почерпнул свой материал, еще древнее.

    Западная психология базируется на теории, эмпирически подтвержденной статистическими данными. Восточная психология имеет своей основой личный, субъективный опыт. На Востоке ученик не ищет истину рациональным путем — он переживает ее. На Востоке является правилом, что ученик не примет ничего на веру, пока не убедится в этом на собственном опыте.

    РАЗЛИЧИЕ В МЕТОДОЛОГИИ

    И восточная, и западная психологии ставят своей целью помочь человеку решать проблемы, но методы их расходятся.

    Необходим синтез лучшего из западной и восточной психологии. Если восточная психология нуждается в объективных данных для обеспечения эмпирического доказательства, то западная — в объективных методах, которые произведут субъективные изменения в пациенте или ученике.

    Родившееся в 80-е годы движение “трансперсональной” психологии является действительно многообещающим слиянием Востока и Запада. Будем надеяться, что это направление будет иметь продолжение и в следующем столетии, поскольку это действительно более здоровая перспектива, чем многие новомодные течения, называемые “поп”-психологией. В современной западной клинической психологии можно быть уверенным только в одном: теория, популярная в этом году, в следующем сменится новой.

    Раджа-йога, преподаваемая компетентным учителем, приводит к двум последствиям, которые упорно отрицаются западными психологами как невозможные.

    Первое: путем поэтапной визуализации достигается развитие фотографической памяти. Второе: можно довести личный коэффициент интеллекта до уровня значительно выше среднего и даже до уровня гениальности!

    Итак, последствия слияния психологической науки Востока и Запада могут быть весьма интересными и полезными.

    Упражнение, снимающее беспокойство

    Мы завершаем наш сеанс у психиатра и снова оказываемся лицом к лицу с нашими заботами, разочарованиями и проблемами. Какую пользу мы извлекли, есть ли у нас конкретная техника, которую мы могли бы применить, чтобы помочь себе? Раджа-йога заполняет этот пробел в западной психологии упражнением, снимающим беспокойство, которое мы называем “поляризацией”.

    Чтобы пояснить механизм поляризации, воспользуемся аналогией. Предположим, что у нас есть магнит и железный брусок и мы решили намагнитить, т. е. поляризовать, брусок. Мы помним из курса физики, что молекулярный строй магнита упорядочен, поэтому и возможно проявление единого силового поля. Это не относится к ненамагниченному железу, так как силовые поля его молекул направлены в разные стороны и компенсируют друг друга.

    Если мы приведем магнит в соприкосновение с железным бруском, то через некоторое время молекулярная структура бруска упорядочится, что приведет его в поляризованное состояние, т. е. превратит в магнит.

    Магнит символизирует разум, а железный брусок — психическую и эмоциональную стороны физического бытия. Раджа-йога учит поляризации как упражнению, приводящему к гармонии и равновесию между всеми положительными и отрицательными сторонами системы “разум — тело”. Это означает, что, подобно тому как мы намагничиваем магнитом брусок железа, мы можем намагнитить, или поляризовать, тело ментальными токами. Йога учит, что сделать это можно, используя психические нервы, или нади.

    Переживание психологического обновления, достигнутое выполнением этого упражнения, убедит ученика в том, что это одна из самых ценных техник в раджа-йоге.

    Преимущества

    1. Будучи практикуемой регулярно, поляризация дает освобождение от беспокойства и умеренной депрессии. Разум углубляется в себя, и тем самым разрывается порочный круг беспокойства.

    2. Поляризация может практиковаться как вызывающая состояние йога-нидры и поэтому использоваться в соединении с шавасаной для борьбы с нервным истощением и бессонницей.

    3. Способность к концентрации и визуализации значительно возрастает, и одновременно развивается внутреннее осознание тела.

    4. Согласно теории йоги, нервная система очищается за счет контроля над нервной энергией, или пряной, внутри тела.

    Техника

    1. Лягте на спину на мат или сложенное на полу одеяло. Голова должна быть направлена на север, а ноги — на юг. Здесь снова задействован принцип использования сил природы, на этот раз — магнитного поля Земли.

    2. Расположите ступни вместе, руки — ладонями вверх, близко к телу (фактически касаясь боков).

    3. Начинайте поляризацию с медленного и ровного вдоха, представляя, как положительная, солнечная энергия, теплая, золотисто-желтого цвета проходит через все ваше тело от макушки головы до ступней.

    4. Медленно и ровно выдыхая, представляйте, как отрицательная, лунная энергия, холодная, голубого цвета проходит через все ваше тело от ступней до макушки головы.

    5. Если вы практикуете поляризацию для освобождения от беспокойства и неврастении или для борьбы с бессонницей, подготовьте себя, выполняя шавасану в обратном порядке. Начните с жизненных зон головы и опускайтесь к ногам, удерживаясь в сознании и не впадая в йога-нидру.

    6. Продолжайте визуализацию вдохов и выдохов, одновременно пытаясь почувствовать энергию, проходящую через тело и производящую ощущения, подобные тем, что возникают от прохождения электрического тока.

    Одновременно с “окрашенным вдохом” почувствуйте покалывающую вибрацию от головы до пальцев ног и от пальцев ног до головы — вместе с “окрашенным выдохом”. Синхронизируйте дыхание, визуализацию и ощущение течения энергии.

    Дополнения

    1. Упражнение можно выполнять в кровати, на кушетке или даже сидя на стуле в египетской позе. Когда упражнение выполняют сидя, это обычно делается в целях концентрации, с акцентированием эффекта “электрического” покалывания.

    2. Некоторые ученики находят удобным разделить каждую из двух фаз, в свою очередь, на стадии вдоха-выдоха, т. е.

    a) на вдохе пропустить золотистую солнечную энергию через верхнюю часть черепа до солнечного сплетения. Солнечное сплетение расположено под диафрагмой, выше пупка, как раз под концом грудины (мечевидный отросток);

    b) на выдохе толкать золотистую энергию дальше через оставшуюся часть туловища, через ноги и наружу через подошвы;

    c) на следующем вдохе пропустить голубую (или серебристую) лунную энергию вверх через подошвы в район солнечного сплетения;

    d) в процессе последующего выдоха пропустить серебристую энергию далее через грудную клетку, шею и наружу через верхнюю часть черепа. Продолжайте цикл, пока не достигнете необходимого результата

    Люди страдают от ума больше, чем от чего-либо еще.

    (Лев Толстой (1828–1910))
    ПОТОКИ СОЛНЕЧНОЙ И ЛУННОЙ ЭНЕРГИЙ ПЛОДЫ

    Для лечения психологических расстройств оставайтесь поглощенными упражнением, пока не впадете в освежающее состояние йога-нидры.

    Для улучшения концентрации и визуализации продолжайте фокусировать сознание на визуализации и внутренних ощущениях, не позволяя ему перейти ко сну. Вы должны заниматься поляризацией от пятнадцати до тридцати минут каждый день в течение недели, перед тем как добавить новые упражнения.

    Первым показателем мастерского овладения этой техникой будет возрастание концентрации на точке, в которой будет отчетливо чувствоваться течение электрического тока через тело с каждым вдохом и выдохом. Это ощущение должно быть пережито, чтобы быть понятым.

    Начало обучения в раджа-йоге делает возможным улучшить такую технику хатхи, как шавасана, метод достижения физического расслабления с последующим неизбежным ментальным расслаблением. Мы начинаем различать физическое напряжение и ментальное.

    Как правило, шавасана и поляризация могут использоваться вместе, с последующим достижением йога-нидры. Условие состоит в том, что в случаях ментального напряжения (беспокойство, тревога) предпочтительнее выполнять шавасану от головы вниз, чем от ступней вверх, — по той простой причине, что мы, сознательно и бессознательно, ассоциируем нашу ментальную активность (а следовательно, и ментальное напряжение) с головой. Очевидно, что ментальное напряжение лучше снимать, перемещая осознание от области черепа к ступням.

    Разум находится в теле не в большей степени, чем музыка — в скрипке.

    (Роберт Антон Уилсон)

    Я” находится в сознании не в большей степени, чем ветер — в ветвях деревьев.

    (Свами Анандакапила Сарасвати)

    Глава 5

    Концентрация

    Разум во время медитации должен быть подобен светильнику в безветренном месте, пламя которого не мигает.

    (Индийский афоризм)

    ^Концентрация — это фокусирование разума на разуме. Другими словами, концентрация всегда включает внутреннее регулирование. Большинство людей забывает, однако, что условия, необходимые для правильной концентрации, должны быть так же тщательно выверены, как фокус сверхточного микроскопа. Йога придает особое значение ахимсе, или ненасилию, какова бы ни была природа деятельности.

    ДХАРАНА-ЯНТРА

    Как можно проверить, насколько готов расслабившийся разум начать дхарану, или упражнение по концентрации? Закройте глаза и создайте перед внутренним взором теплую, гладкую, бархатную черноту, словно вы смотрите в небо беззвездной и безлунной тропической ночью. Чем больше напряжение вашего разума, тем больше будет цветных пятен в вашей внутренней ночи.

    Чтобы добиться необходимого расслабления разума, йоги рекомендовали медитировать в темных пещерах, монастырских кельях и подобных местах. Создание чистого черного поля внутреннего зрения часто настолько расслабляет разум, что проходит головная боль. (Вспомните предыдущие главы, где мы предлагали сделать для этих целей медитационный капюшон.)

    Ученик может поинтересоваться, каких результатов можно добиться с помощью дхараны в общей схеме саморазвития йога. Разум можно представить как покрытое волнами эмоционального возмущения озеро. Это штормовое волнение раскачивает лодки (внешние объекты, воспринимаемые нашими пятью чувствами) и затемняет поверхность.

    Путем концентрации мы можем успокоить волнение разума и точно сфокусироваться на лодках или объектах ощущений. На более поздней стадии (дхьяна) мы фокусируемся на собственном бытии и ловим отблеск жемчужин, лежащих на дне озера нашей жизни.

    Преимущества

    1. Развивается концентрация на уровне, требуемом в раджа-йоге.

    2. Возрастает способность к визуализации за счет переноса внешнего образа в поле внутреннего зрения.

    3. Облегчается доступ к бессознательному путем раскрытия “туннеля” в успокоенном сознающем разуме

    Подготовка

    Необходимо, чтобы ученик изготовил специальную дхарана-янтру, или диаграмму для концентрации (янтра — это геометрическая фигура, используемая в целях концентрации)*. Чтобы сделать дхарана-янтру, нужно наклеить квадрат белой бумаги со стороной два дюйма на квадрат черной бумаги со стороной примерно втрое большего размера.

    Техника

    1. Примите медитативную позу или сядьте на стул лицом к чистой светлой стене на расстоянии двух-трех футов.

    2. Прикрепите диаграмму дхарана-янтры (см. стр. 68) к стене так, чтобы белый квадрат в центре был на уровне ваших глаз. Стена должна быть хорошо освещена, чтобы вы отчетливо видели диаграмму.

    3. Закройте глаза и потратьте три минуты на создание теплой, гладкой, бархатной черноты. Расслабьтесь и удалите все беспокоящие и отвлекающие образы, повторно создавая черное поле перед вашим внутренним взором.

    4. Откройте глаза и выполняйте тратак, т. е. фиксирование взгляда на центре диаграммы в течение трех-пяти минут. Смотрите непрерывно и твердо, стараясь не мигать (но и не допуская напряжения), пока на краях квадрата не появится аура.

    5. Медленно, без напряжения переведите взгляд на участок стены рядом с диаграммой и сконцентрируйтесь на “остаточном изображении” (черном квадрате), которое должно появиться на стене. Удерживайте концентрацию, пока изображение остается. Когда оно начнет слабеть, воспользуйтесь вашим воображением, чтобы продлить его.

    6. Когда остаточное изображение окончательно исчезнет, закройте глаза и мысленно воссоздайте его. Попытайтесь удерживать его как можно дольше на экране вашего сознания.

    Занимайтесь дхарана-янтрои не меньше недели, прежде чем приступите к технике внутренней дхараны. Нормальное время занятия — пятнадцать минут, но вы должны уделять каждой стадии столько времени, сколько вам потребуется.

    ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ ПРАКТИКА ЯНТРЫ С ОТКРЫТЫМИ ГЛАЗАМИ ДЛЯ ВНУТРЕННЕЙ ДХАРАНЫ

    Эта янтра создана с использованием цветов, противоположных тем, которые вы визуализируете с закрытыми глазами. Может быть использована как подготовительный этап внутренней дхараны.

    Смотрите на белый круг, пока по краю не начнет появляться аура. Подождите по крайней мере минуту после первого появления ауры, затем закройте глаза. Остаточные изображения будут появляться в следующей последовательности: черный фон, белый квадрат, черный круг.

    Примечание: Способность удерживать остаточные изображения может стать барометром глубины вашего ментального расслабления. Западная психофизиология лишь регистрировала переменные продолжительности и интенсивности стимулов, а также промежутка времени, в течение которого субъект наблюдал остаточное изображение. На Востоке имеют дело с другой переменной — переменной глубины ментального расслабления. С возрастанием глубины вашего расслабления вы можете удерживать остаточное изображение все дольше и дольше.

    Преимущества

    1. Концентрация и визуализация развиваются до такой степени, когда становится возможной фотографическая память.

    2. Можно стимулировать скрытые подсознательные каналы памяти и вспоминать забытое

    Техника

    1. Лягте на спину в полутемной комнате.

    2. Закройте глаза и создайте ментальное поле теплой, бархатной черноты, как в шаге 3 упражнения с дхарана-янтрой.

    3. Спроецируйте поверх черного поля белый квадрат размером примерно с лист писчей бумаги и расположите его по центру в десяти-двенадцати дюймах от ваших глаз. Сконцентрируйтесь на непрерывном удержании изображения, не позволяя ему двигаться в стороны или вверх-вниз.

    4. Удерживая белый квадрат на черном фоне, представьте в его центре черный круг или черное отверстие. Черное пятно должно быть размером с крупную монету. Концентрируйтесь на черном круге, пока удерживается комбинация из черного фона, белого квадрата и черного центра.

    5. Закончите упражнение мгновенной визуализацией образов, которые могут промелькнуть перед вашим мысленным взором. Эта конкретная форма внутренней дхараны может быть доведена до той стадии, когда вы, закрыв глаза на несколько секунд, сможете вызвать забытый материал, который не способны были вспомнить сознательно.

    СЕКРЕТ БЫСТРОГО ВЫЗОВА ИЗ ПАМЯТИ

    Все забытое нами просто ушло из сознающего разума на склад подсознания. Когда мы не можем вспомнить что-то, например на экзамене, наш разум на мгновение замораживается и тем самым перекрывает каналы памяти в мозге. Это упражнение размораживает сознание, отпуская напряжение и позволяя потоку подсознательных ассоциаций течь свободно.

    Примечание: Если в течение тридцати секунд с закрытыми глазами вы ничего не вспомните, разбейте картину! Откройте глаза и пощелкайте пальцами. Встаньте, походите. Сделайте небольшую уборку в доме (помойте посуду, подметите, вынесите мусор и т. д.). Позднее воспоминание всплывет.

    ДХАРАНА-ЯНТРА ДЛЯ КОНЦЕНТРАЦИИ

    РИСУНОК 1


    Эту диаграмму, как и следующую, нужно скопировать или вырезать. Вы можете сделать ее увеличенную ксерокопию и использовать согласно инструкции.

    ДХАРАНА-ЯНТРА ДЛЯ КОНЦЕНТРАЦИИ

    РИСУНОК 2



    В следующий раз, когда вы забудете нужное имя или факт, закройте глаза, дайте себе четкую мысленную команду вспомнить, а затем погрузите ваш разум в выполнение внутренней дхараны. Когда достигнете визуализации, сконцентрируйтесь, удерживая образ неизменным несколько секунд, затем разбейте картину и ждите (глаза все еще закрыты), когда необходимая ассоциация всплывет в вашем сознании. Со временем вам будет необходимо всего десять-пятнадцать секунд, чтобы вызвать воспоминание.

    Формула РЦД

    Способность создавать отчетливые мысленные образы — это главное, что требуется для хорошей, сильной памяти. Эта способность усилится, когда вы поймете механизм визуализации.

    РЦД означает “размер, цвет и движение”, три необходимых компонента успешного образного представления. Если вы хотите оставить в памяти некий отпечаток, вы должны попытаться довести его интенсивность до максимума. Лучшим примером могут послужить психологи от рекламы, которые, чтобы оставить след в вашей памяти, используют огромные рекламные щиты, яркие краски и сияющие неоновые огни.

    Возьмите простой объект, например спичку, и попытайтесь отчетливо представить ее так, чтобы потом вспомнить спичку как первый из пяти объектов. Посмотрите на спичку, закройте глаза и мысленно увидьте ее, выросшую до размеров телеграфного столба. Почувствуйте ее огромные размеры. Теперь представьте, что спичка вспыхнула, увидьте ярко-красное пламя, внезапно возникшее перед вами. Вы использовали цвет, размер и движение, чтобы оставить отпечаток спички в своей памяти.

    Магия ассоциативной памяти

    Наряду с РЦД мы используем хорошо известный принцип ассоциаций, позволяющий удержать в памяти ряд образов. Связь с каждым объектом — ассоциативна.

    Представьте себе вспыхнувшую спичку, падающую на пушистый хвост кролика, который начинает скакать, пытаясь погасить тлеющий хвост.

    Кролик чистит зубы огромной ярко-желтой зубной щеткой. Закончив, он бросает щетку в стремительно текущую реку. К реке приходит на водопой олень.

    Вы обнаружите, что без всякого усилия запомнили пять предметов: спичку, кролика, зубную щетку, реку и оленя. Так же просто можно запомнить и двадцать объектов. Поэкспериментируйте.

    Глава 6

    Праническое омоложение: ключ к психическому целительству

    Как человек сосет воду через стебель лотоса, так он должен и дышать, словно втягивает эликсир бессмертия. словно втягивает эликсир бессмертия.

    У йоги всегда была вполне определенная теория, касающаяся разума и его использования. Йоги рассматривали разум как высшую ступень эволюции энергии, и эта теория не ограничивалась одним индивидуальным разумом, но применялась ко всей вселенной как целому. Йога считает, что первичным и подлинным состоянием вселенной является энергия в форме Космического Разума, который пронизывает все мыслимое, и мы таким образом оказываемся окруженными разумом, как золотая рыбка окружена водой.

    Когда Космический Разум проявляет себя в материи, фундаментальная энергия выражается в таких явлениях, как силы связи, электричество, магнетизм и т. д., и называется прана, фундаментальная кинетическая энергия вселенной. Отсюда космология приходит к естественному выводу, что, поскольку все есть разум и его фундаментальная форма — прана, значит, индивидуальный разум должен быть способен управлять праной, или психической энергией, внутри индивидуального физического тела. В противоположность западной науке, восточная утверждает, что волевым усилием разума можно наращивать, сохранять и контролировать психическую энергию в теле.

    Это управление энергией в теле осуществляется через пранаяму (управление энергией), состоящую из дыхательных упражнений. Постулируется, что дыхание приносит в тело не только кислород, но и прану. В этом основа многих “сверхъестественных” способностей.

    Раджа-йога обладает ключом к объяснению тех неудач, которые терпят многие люди, занимающиеся пранаямой. Этот ключ — концентрация разума на теле во время выполнения пранаямы. Раджа-йога учит, что разум может сознательно циркулировать по телу, подобно крови.

    Как кровь переносит кислород, так разум переносит прану; в этом секрет оживления и омоложения тела.

    Практика шавасаны научила вас доставлять разум в любую мармастханани; с поляризации начались ваши первые эксперименты по управлению пранической энергией. Теперь вы готовы к эффективной восстановительной технике, которая не потребует от вас мастерства выполнения сложных упражнений пранаямы, но лишь необременительной задержки дыхания в соединении с концентрацией на семнадцати основных мармастханани, или жизненных зонах.

    Преимущества

    1. Возрастает поглощение кислорода, поскольку задержка дыхания вызывает сокращение селезенки, которая выбрасывает в кровь больше красных кровяных телец.

    2. Глубокое дыхание расширяет грудную клетку, улучшая сердечную деятельность и помогая венозной крови (бедным кислородом красным кровяным тельцам) возвращаться в сердце и легкие.

    3. Прана, энергия жизни, вливается в тело, заряжая органы, ткани и клетки.

    4. Возможно психическое оздоровление любого органа тела.

    5. Возможно быстрое устранение умственного и физического утомления.

    Техника

    1. Лягте на спину, ступни вместе (носкам позвольте разойтись в стороны). Руки удобно расположите вдоль тела ладонями вверх или близко к этому положению, как вам удобно.

    2. Делайте ровный глубокий вдох, пока не почувствуете, что ваши легкие заполнены. Задержите дыхание, насколько это вам удобно.

    3. Во время задержки дыхания мысленно осознайте ступню (первую жизненную зону) и отчетливо представьте золотистый пранический поток, насыщающий эту область стимулирующей, покалывающей энергией. Совет: Используйте все свое воображение, чтобы действительно увидеть эту область сияющей изнутри, наполненной солнечно-золотой жизненной силой, образующей ауру вокруг мармастханани.

    4. Медленно выдохните, снимая концентрацию.

    5. Вдохните снова, задержите дыхание, концентрируясь на следующей мармастханани, голени.

    6. Пройдите все тело, задерживая дыхание и концентрируясь на каждой из шестнадцати жизненных зон, заканчивая головой.

    7. Необходимо повторить этот цикл несколько раз, пока вы ясно не почувствуете сияние и покалывание во всем теле от пальцев ног до головы.

    Отведите на это упражнение по крайней мере пятнадцать минут. За это время вы должны пройти через все тело один раз или больше, в зависимости от длительности задержки дыхания. Нужно постараться за несколько месяцев практики довести кумбхаку, или задержку дыхания, до тридцати секунд. Вы должны стремиться настолько полно осознавать каждую из зон, чтобы осознание производило покалывание в этой зоне, свидетельствующее о вливании туда праны.

    Прежде чем продолжать это занятие, нам нужно произвести более детальный анализ списка мармастханани, данного в главе 2. Каждая зона, на которой мы концентрируемся, должна “ощущаться” как трехмерная. Зачастую зона включает в себя кость, в этом случае мы культивируем “ощущение” золотой праны в легких (тонкой энергии, извлеченной из воздуха алхимической “волей” нашего разума) и затем перемещаем с помощью сознания в часть тела, на которой сконцентрировались. В месте концентрации представляем, как биоэнергия распространяется из клеток костного мозга через клетки кости, транспортные клетки крови, мышечные клетки, клетки кожи и выходит наружу, формируя силовое поле.

    Праническое омоложение, в соединении с другими упражнениями, превосходно помогает вывести сознание из состояния самоуглубленности. Вы обнаружите, что эта техника приводит не только к очевидным физическим результатам, но также оказывает психологический эффект, приводя разум в спокойное, расслабленное состояние. Это благодаря дыхательному процессу, который служит психосоматическим связующим звеном между разумом и телом. Мы обсуждали этот вопрос в главе о йони-мудре.


    Праническое омоложение может практиковаться ежедневно практически без противопоказаний, при условии, что вы будете избегать напряжения при задержке дыхания.

    КЛАССИЧЕСКАЯ КАРТА МАРМАСТХАНАНИ

    Часть тела / Входящие в нее области и органы

    1. Ступни. Ступни, включая голеностопный сустав.

    2. Голени. Область между лодыжкой и коленным суставом. Концентрация направлена из костного мозга наружу.

    3. Колени. Весь коленный сустав

    4. Бедра. Между коленным суставом и промежностью. Фокусируйтесь изнутри наружу.

    5. Живот. От промежности до места чуть выше пупка, нижние части почек, гениталии, мочевой пузырь, тонкая кишка, переходящая в толстую кишку, а также ягодицы и передняя брюшная стенка.

    6. Солнечное сплетение. От пупка до конца грудины. Селезенка, верхние части почек и надпочечники. Поджелудочная железа, желудок, желчный пузырь, печень.

    7. Грудь. От конца грудины до ее вершины (шейная выемка), диафрагма, легкие, сердце, тимус.

    8. Хребет (брахма-данда или “посох Брахмы”). Вниз по спине от шейного отдела (начинайте с места, где шейные кости соединяются с черепом) до копчика

    9. Кисти. Кисти, включая запястья

    10. Предплечья. Выше запястий, до локтевых суставов включительно

    11. Плечи. Выше локтевых суставов, до плечевых суставов включительно.

    12. Горло. Щитовидная железа, паращитовидные железы, гортань, трахея.

    13. Затылок. Затылочная кость (толстая кость, защищающая заднюю часть головы). Задняя половина мозга.

    14. Челюсть. Губы, десны, зубы (верхние и нижние), глотка, лицо.

    15. Глаза. Глаза, нос, лоб, гипофиз, передняя часть мозга, уши

    16. Скальп (брахмапура, или “город Брахмы”). Кости верхней части черепа, верхняя часть мозга, шишковидная железа

    Примечание: Границы областей и мест расположения органов могут перекрывать друг друга; это лишь примерная схема.

    ОРГАНЫ МАРМ 5—7





     


    Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Другие сайты | Наверх