• «Женский путь» преображения
  • «Дао Инь» – основа практики
  • Даосские техники сновидения
  • «Искусство брачных покоев»
  • «Мужской путь» для женщины
  • «Столб» – основа практики
  • Ян-период месячного цикла
  • Система: багуа, тайцзи, синьи
  • Практики в других традициях
  • Латиноамериканская линия
  • Афро-египетская линия
  • Индийская хатха-йога
  • Часть 3

    Векторы возможных перемен

    «Женский путь» преображения

    «…женщина всегда представляет собой некий рассвет. Всегда – если она следует своему пути, а не становится продуктом мужской линии развития, которая и мужчин не выводит на берег реки…»

    ((ЧОМ).)

    Мое тело живет в городе, но моя суть обитает в горах. Страх марионеточных игр не воспринимается всерьез. Когда снежные горы обратятся в горчичное семя, Все слова Вселенной могут быть стерты.

    (У Кайлуань (III–IX вв.))

    В древнем Китае женщины жили в других условиях и обладали иными возможностями для развития. Нам трудно воспользоваться их опытом, тем более что до нас дошли лишь краткие стихотворения, полные загадочных метафор. Современные женщины нуждаются в новом подходе к практике, и в некоторых отношениях у них есть преимущества. Им сложно реализовать свои чисто женские качества и создать надежную иньскую основу в повседневной жизни. Однако им проще приобщаться к развитию в социальной среде.

    Древние последовательницы даосского пути тоже не всегда уходили в монастырь, а часто продолжали вести обычную жизнь. Тогда им приходилось сталкиваться с неприятием их устремлений в семье. Они встречали непонимание собственных мужей, даже если те сами занимались даосской практикой. В древних трактатах женщина нередко упоминается как средство ублажения мужчины и препятствие на пути к просветлению. Так, в «Чжуан-цзы» и «Ле-цзы» нет ни одного образа мудрой женщины. Зато встречаются такие проявления мудрости со стороны мужчины, как равнодушие к женщине в самых разных аспектах. Он проявляет безразличие к старости и смерти жены, остается безучастным к сонму красавиц, отдает предпочтение безобразной наложнице вместо прекрасной и т. д.

    Сферами женского знания считались магия и искусство сексуального взаимодействия. Во всех иных отношениях женщин редко принимали всерьез, если только они не демонстрировали поистине удивительные способности и достижения. Судьба женщин, практикующих даосизм, нередко была поистине драматична. В древнем трактате Гэ Хуна «Баопу-цзы» приводится следующая история.

    Некий царедворец, любивший искусство «желтого и белого» (получения золота и серебра), взял в жены девушку из семьи, владевшей знанием алхимических методов. Мужу никак не удавалось изготовить золото в соответствии с предписаниями. Однажды в комнату вошла жена и бросила в разогретую ртуть крошку какого-то снадобья, и она сразу превратилось в серебро. Муж сильно рассердился и потребовал от жены выдать ему метод, но та ответила: «Получить этот способ может лишь тот, кому это предопределено». Муж днем и ночью умолял ее открыть ему тайну, продал все имение, чтобы обеспечить жену изысканными яствами и роскошной одеждой, но она была неумолима. Наконец, он сговорился с приятелем отнять у нее рецепт силой. Проведав об этом, жена сказала, что этот способ можно передать только подходящему человеку, даже если он окажется первым встречным. Если же появится только такой, который на словах хорош, а в сердце плох, то она не откроет тайну, даже если ее будут резать на части. Однако муж не переставал давить на нее, пока несчастная женщина не сошла с ума и ушла из дома, раздевшись догола и вымазавшись грязью, а вскоре и вовсе умерла. Впрочем, по другой версии, исчезла.

    Определение разницы между мужским и женским путями развития заняло столетия. Комплексная даосская практика для женщины в наше время представляется даже более ясной и отчетливой, чем в эпоху становления даосизма. Выражение «женский путь» получило свое содержание, которое можно развивать далее, ибо оно заключено в разумную форму. Многие женщины древности приобщались к даосизму совершенно «по-женски». С ними это просто случалось как продолжение личной судьбы, позволившей накопить достаточное количество энергии нужного качества.

    На основе стихийно накопленного опыта Бессмертные Сестры выделили техники, позволяющие женщинам намеренно готовиться к внутренним преобразованиям. Главное преимущество современной женщины состоит в осознании процессов, взвешенном принятии того или иного решения, трезвом выборе своего пути. Начало создания женской линии применения даосских методов развития и совершенствования теряется в глубине веков. Однако к XIV веку они представляли уже вполне оформившуюся систему знаний, впрочем, скрываемую от широкого круга.

    К главным техникам этой системы относятся следующие. Дао-инь – это искусство преобразования пяти иньских органов тела, котоые составляют опору энергии человека и основу для зарождения духа. Ицзинь-цзинь включает техники изменения сухожилий для «слабого». Буджиан-ицу требует сложного преобразования костного мозга, связанного с управлением восьмью ветрами. Овладев всеми данными техниками, женщина достигала высоких результатов в постижении внутренних преобразований. Конечно, их едва ли можно отнести к разряду простых. За основу построения женской практики принимается комплекс Дао-инь.

    «Дао Инь» – основа практики

    «Почему при увеличении времени занятий (Дао-инь, орбиты, горизонтальные практики) головная боль часто усиливается, а если ее до этого не было, то появляется?» – «Очень естественное проявление, которое возникает у многих женщин. Связано оно с тем, что, когда вы начинаете чувствовать энергию, вы уходите в ощущения, не понимая при этом качество и природу своей энергии. Мало того, что нарушается весь процесс работ, энергия еще и не увязывается… Вы знаете, меня, в общем-то печалят такие вопросы. Я неоднократно указывал на особенности работы с энергией… но вы все равно живете не по понятиям, а по интересам»

    ((Бен Челеро).)

    Комплекс включает движения по плавным траекториям, в которых трудно выделить и описать отдельные точки. Разучивать его нужно на занятиях или по видеофильму, делать это по книге почти нереально. Мы остановимся здесь на подготовительной части, которую несложно представить в виде краткой последовательности. В ней выделены отдельные положения тела с определенными переходами. Подготовительная часть завершается 15-минутной медитацией, которая включает приведенные выше орбиты или монады. Мы можем использовать ее для подготовки к известным техникам. Они создадут основу для качественного выполнения всего комплекса, если возникнет желание перейти к серьезной практике.

    Первое положение. Стопы плотно сложены вместе, ноги немного выдвинуты вперед, кисти рук лежат на голенях. Корпус слегка наклонен вперед, чтобы энергия стекала в низ живота. Спина прямая, без сутулости и напряжения. Голова служит продолжением позвоночника и находится на одной линии со спиной. Шейный отдел позвоночника слегка натянут, чтобы область в основании черепа была открытой. Плечи и локти расслаблены, чтобы округлость рук помогала им наполняться самим и наполнять живот. Дыхание протекает непрерывно и плавно, позволяя расслабить и наполнить живот.

    Рис. 31. Первое положение (вид сбоку и спереди)

    Второе положение. Корпус прямо, макушка направлена вверх. Руки кладутся ниже колен, большие пальцы замыкаются с точкой Чжун-ду на меридиане печени (на икре под коленной чашечкой). Это создает условия для стекания энергии вниз и наполнения живота.

    Рис. 32. Второе положение (вид сбоку и спереди)

    Третье положение. Корпус отклонен назад, руки лежат на коленях, обхватывая их. Голова со спиной составляют единую линию. Стараясь удерживать корпус при помощи кистей, нужно избегать прогиба в нижней части спины. Также следует расслабить и наполнить живот.

    Рис. 33. Третье положение (вид сбоку и спереди)

    Четвертое положение. Снова вернитесь в центральное положение, стараясь не терять ось и связь головы со спиной. Затем слегка наклонитесь влево, закручиваясь при этом вправо. Спина остается прямой. Левая рука соскальзывает по ноге вниз, а правая – поднимается на колено. Крестец слегка натягивается, создавая упор в нижней точке тела. Таким образом, ось вкручивается вниз, что образует воронку. Сознание сосредоточено на промежности.

    Рис. 34. Четвертое положение – вкручивание оси вниз

    Пятое положение. Снова вернитесь в центральное положение. Затем наклонитесь вправо, закручиваясь влево. Теперь нужно выкручивать ось вверх и «слушать» макушку.

    Рис. 35. Пятое положение – выкручивание оси вверх

    Вращательное движение. Вернувшись в центральное положение, перейдите в положение наклона вниз. Из него начинайте медленное вращение по кругу против часовой стрелки: влево, назад, вправо, вперед. Нужно фиксировать внимание на положении тела в каждой из четырех точек. После трех полных кругов остановитесь в положении наклона вперед и расслабьте живот.

    Рис. 36. Переход к исходной точке вращения

    Рис. 37. Вращательное движение с фиксацией четырех положений

    Положение для медитации. Годится любое из описанных выше: по-турецки, «полу-лотос», «лотос». В качестве медитации можно просто наблюдать за дыханием в течение 10–15 минут. Либо используйте это время для вращения любой из известных вам орбит.

    Выход из медитации включает в себя положения из подготовительной части, но они расположены в другом порядке. Сначала вытяните ноги перед собой и сомкните стопы. Совершайте вращение корпусом по часовой стрелке (вправо, назад, влево, вперед), остановившись после третьего круга. Зафиксируйте тело поочередно при наклоне вперед, вертикальном положении и отклонении назад. В каждой позе следует обратить внимание на расслабление живота. Вернувшись в среднее положение, сначала «выкручивайтесь», наклоняясь вправо и слегка заводя поясницу влево, сосредоточившись на макушке. Задержавшись в среднеем положении, «вкручивайтесь», наклоняясь влево и слегка заводя поясницу вправо, сосредоточившись на промежности. Остановитесь в среднем положении.

    Даосские техники сновидения

    «Женщина может собирать свои линии естественно во время сна. Она больше проживает в этот период, чем мужчина. Мужчина больше просыпает. Сон женщины – это движение на собирание цельности. Но на сон надо настраиваться. Не надо злоупотреблять возможностями сновидения. Это сила, которая имеет дыхание орла и крылья черепахи. Женщина рождена сфокусированной на знание сна. И если в процессе своей жизнедеятельности она не сбивает ритм своего дыхания, то видение сна будет проходить через каждый обряд сна. Если во время сна вы проживаете жизнь, подобную ежедневной, то это вам показывается, как вы проживаете свои энергии и на что и как они расходуются»

    ((ЧОМ).)

    Техники сновидения в большей мере подходят для женщин, хотя контролем сновидения могут заниматься и мужчины. Женщина обладает способностью «прожить жизнь во сне», даже не умея управлять собственной энергией. Мужчина никогда не в состоянии это сделать естественным образом. Этот путь развития присущ только женщинам, а также некоторым мужчинам, у которых преобладает женская энергия.

    Сновидения – это не сны, а работа со «стелющимися» энергиями, которая осуществляется в полном покое с помощью видения. Женская энергетическая структура имеет горизонтальную ориентацию, и сновидение тоже происходит в горизонтальном поле. Для контроля сновидения необходим единый центр, который создается у женщины в матке. Мужчине приходится выстраивать подобный центр на энергетическом уровне, что намного сложнее. Очевидно, что возможностей для практики в сновидении у женщин больше, чем у мужчин.

    Кроме преимуществ в сновидении женщина обладает реальной потребностью в них разбираться. Не случайно женщины столь суеверны, придавая огромное значение своим снам. Но попытки толкования снов лишь уводят их от истинного понимания значения сновидения. В действильности нередко сбывается то, что приснилось, но обычно мы способны лишь заметить совпадение. Для понимания сновидения нужно знать силу, навевающую сон. Эта сила зависит от состояния инь-органов.

    Сновидение связано с качеством личной иньской энергии и текущими эмоциональными проявлениями, а оба фактора чрезвычайно важны для развития женщины. Осваивая техники сновидения, женщина занимается упрочением собственной энергетической структуры. Иными словами, она составляет некую «карту тела» и учится по ней ориентироваться. Овладеть собственными эмоциональными состояниями невозможно, их можно только трансформировать. В процесс преображения пяти инь-органов у женщины вовлечена матка, а у мужчины – мозг.

    Наиболее явное различие в освоении техник сновидения в мужском и женском вариантах связано с эмоциями. Природа эмоций в принципе отличается у мужчин и женщин: эмоциональным центром у мужчин служит мозг, а у женщин – матка. Пять инь-органов питают эмоции, и к ним добавляются разные органы в мужском и женском телах. Иногда у женщин мозг тоже выступает источником эмоций, но это зависит от уровня развития сознания. Если уровень сознания высокий, женщина вынуждена сновидеть как мужчина. Тогда ей приходится заниматься сознательной проработкой энергетического поля, ибо она утратила естественную женственность.

    Основная подготовка к сновидению сводится к работе с инь-органами и маткой. Для этого можно использовать приведенные выше техники: массаж инь-органов, Дао-инь, маточную орбиту, монаду для головы, помогающую расслабить сознание и т. д. Видение в сновидении вообще не связано с обычным зрением, а управляется сознанием у мужчин и маткой у женщин. Сон зарождается в матке женщины, и пока не образован единый центр, матка остается важным органом для управления сном.

    Роль матки задает особые условия для положения тела. Расслабление матки перед погружением в сон важно для женщин более, чем состояние остальных частей тела. Если тело полностью расслаблено, то в матке возникает пульсация, которая налаживает нужный ритм работы всей энергетической системы. Такое состояние полезно для улучшения качества сна, но его недостаточно для качественной работы в сновидении. Вы будете управлять энергией лишь частично, и сновидение будет зависеть от внешних связей. Для того чтобы сохранять расслабление и накопление энергии в матке, важна также собранность ног во время сна.

    Сон нужен для накопления энергии, и ваше тело должно принимать положение, в котором энергия сохраняется в матке. Для женщины таково положение на левом боку, причем левая ладонь расположена под ухом, а их центры совмещаются. Для мужчины подходит симметричное положение на правом боку. Все тело образует спираль, или монаду. Стопы, колени, живот, грудь, шея и голова образуют целостную замкнутую систему, и все тело сохраняет предельную собранность.

    Рис. 38. Правильное положение для сна

    Даже если вы не используете техники сновидения, лучше всего засыпать в таком положении. Ориентация тоже важна. Когда тело подготовлено, оно само устраивается правильно. В противном случае женщине подходят три направления: ей следует ложиться головой на юг, восток или юго-восток. Мужчине лечше спать головой на север, восток или северо-восток. Проблема «брачного ложа» в принципе отсутствует, ибо сновидящий всегда спит отдельно. Однако теоретически общим направлением для практикующих супругов может стать восточное.

    Дыхание пяти органов

    Готовность тела к практике сновидения имеет четкий энергетический критерий: в теле должны быть «увязаны» горизонтальные энергии, берущие начало в инь-органах. Тогда тело напоминает некий «ковер», вытканный из энергий, и ощущается целиком, от кончиков пальцев ног до макушки. Женщины достигают такого состояния при помощи матки. Желательно использовать все известные техники подготовки тела. Кроме того, можно добавить к массажу инь-органов так называемое «дыхание пяти органов».

    Дыхание пяти органов применяется для того, чтобы противостоять угнетению энергий, пока рано говорить об их развитии. В обычном сне, когда тело не подготовлено к сновидению должным образом, происходит угнетение энергии или даже ее уничтожение. Дыхание пяти органов позволяет восстановить естественный ритм, создавая основу для сохранения и развития энергии.

    – Дыхание сердца. Исходная поза – как в Дао-инь. Руки на уровне груди, ладони вкручены кверху. В таком положении происходит собирание груди и вбирание сердца. Дыхание мягкое и ритмичное, вдох и выдох создаются путем циркуляции энергии вокруг сердца. Направление движения воздуха меняется, но от этого не должна «рваться» общая линия. Для женщин важно чередование соотношений длины вдоха и выдоха: то вдох длиннее выдоха, то наоборот. Для мужчин же выдох всегда длиннее вдоха.

    Рис. 39. Дыхание сердца

    – Дыхание легких. В положении сидя руки подняты вверх и как бы «поддерживают небо». Для женщин правое легкое янское, левое – иньское, а для мужчин – наоборот. В любом случае, нужно из янского легкого выдыхать в иньское, а из иньского – вдыхать в янское. Правое легкое наполняется вдохом, несущим янское качество, а левое – выдохом, имеющим иньское качество. Дыхание ощущается плотным, с задержкой после каждого вдоха и выдоха.

    Рис. 40. Дыхание легких

    – Дыхание почек. Прежнее положение «полу-лотоса», тело наклонено вперед, ладони на почках. Дыхание ощущается как вязкое и текучее. Вдох – в почки, а выдох идет из одной почки в другую по общему участку опоясывающего меридиана. Иными словами, на выдохе почки обмениваются энергией.

    Рис. 41. Дыхание почек

    – Дыхание печени. Положение меняется: правая нога подобрана спереди, левая полусогнута и отставлена назад, тело наклонено, ладони – на области печени. Вдох собирается в животе, а выдох с придыханием направляется в печень.

    Рис. 42. Дыхание печени

    – Дыхание селезенки. Положение строго симметрично предыдущему, а дыхание противоположно. Вдох с придыханием идет из живота к селезенке, а выдох собирается в животе.

    Рис. 43. Дыхание селезенки

    «Искусство брачных покоев»

    «Если лучше все-таки заниматься сексом, какие условия необходимо при этом соблюдать?» – «Занимаясь сексом, смотрите на это как на практику! Хотя мне многие могут возразить. Типа, вообще охренел в своих рекомендациях. Я же с должной выдержкой отвечаю: “Нет, я не охренел и я прав”. Да, вначале это неудобно и лишает многих ощущений, но зато этот процесс будет в развитии, в отличие от естественного угасания, что происходит в десяти случаях из десяти… И самое главное, что вы добавите сильный аспект в свое развитие»

    ((Бен Челеро).)

    Тему физической близости трудно раскрыть полно и правильно, опираясь на немногие доступные источники. Здесь мы ограничимся сменой установок. Сексуальные даосские практики широко известны благодая Мантэку и Мэниван Чиа. В их книгах совершенствование женской энергии означает именно взаимодействие с мужчиной. «Искусство брачных покоев», преподаваемое в даосской академии ИНБИ, основано на других принципах. Они работают в данной системе, и ранее публиковались подготовительные техники первого уровня, которые выполняются вообще без партнера.

    Движения по перераспределению сексуальной энергии разучиваются на семинарских занятиях. Второй уровень предполагает определенный прогресс в практике, и на него требуется специальный допуск. Первый уровень, известный мне по трехдневному семинару с ЧОМ, сводится к пяти сублимационным последовательностям. Внешне для современного «раскрепощенного» человека эти движения вообще едва ли покажутся эротичными. Со стороны такой семинар напоминает пристойные занятия цигун. Выполнение техник начинается с разучивания последовательности, что требует хорошей концентрации и чувствительности. Вот почему даже самые простые движения желательно осваивать лишь после овладения подготовительными техниками.

    Изначально развитие даосских сексуальных практик было прерогативой женщин. Подобно сновидениям, их можно отнести к «женскому пути», где используется иньская энергия. Дао любви, или искусство сексуального взаимодействия, ранее позволяло женщине проработать энергию инь, создавая опору для дальнейших практик. Но постепенно женщине отводилась вспомогательная роль, а подлинные знания стали распространяться среди мужчин.

    Сейчас сложилась ситуация, когда женщина выполняет внешние движения, не осознавая внутреннего значения практик. Мужчине-даосу требовалось не просто качество женственности, но и возможность влиять на развитие этого качества. Все сексуальные практики очень жестко направлялись мужчинами, которые видели, насколько разрушительно для них влияние женщины. Особенно опасно близкое взаимодействие с обычной женщиной, не владеющей собственной энергией.

    Для самой женщины важно прежде всего различить в своих состояниях фазы возбуждения и желания. Не всегда легко решить, какое возбуждение вообще стоит относить к сексуальной сфере. Еще сложнее понять, какие формы исполнения желания приемлемы без ущерба для собственной структуры. Обычно желание возникает после возбуждения. Работа с возбуждением связана с умением распределять и преобразовывать энергию. Когда возбуждение перерастает в желание, энергия неизбежно выходит из-под контроля. Тогда нужно просто утолить его в любой форме – с партнером или путем самоудовлетворения.

    Во всяком случае, следует перевести процесс в практику, включающую привычные этапы подготовки, наполнения, преобразования и удерживания энергии. Последнее важнее всего, ведь при обычном сексе энергия желания безвозвратно теряется. Тем не менее, подавлять желание вредно, поэтому предпочтительно улавливать его на стадии возбуждения. Нужно учиться плавно из этого состояния выходить, переводя стихийное проявление чувств в осознанные действия по наполнению чувствами. Энергия сохраняется не в исходном качестве, а после преобразования.

    При нормальной сексуальной жизни неизбежен вопрос о способах предохранения от беременности. Также следует знать о последствиях абортов на тот случай, если эти методы не сработали. Все способы контрацепции в той или иной мере вредны для организма. Предпочтительнее обходиться без них, воздерживаясь в овуляционный период с 10 по 18 день менструального цикла. Однако даже при правильном цикле, не говоря о нарушенном, вероятность зачатия сохраняется в другие дни. Если вы вынуждены прибегать к искусственным средствам, то восстановиться после них вам помогут даосские техники.

    – Барьерные методы нередко чреваты механическими повреждениями, поэтому после полового акта нужно восстанавливать энергетическую циркуляцию в матке. Хорошо работает «маточный комплекс», состоящий их длинной последовательности движений. Мы его не рассматриваем.

    – Спермицитные средства нарушают микрофлору влагалища. Поскольку химический баланс основан на энергетическом, для восстановления микрофлоры рекомендуется кручение орбиты.

    – Гормональные препараты наиболее эффективны, но оказывают побочное воздействие на гормональный обмен, вызывая нервозность или заторможенность. Для восстановления эмоционального равновесия можно использовать подвижные практики.

    Подбор методов осуществляется после консультации с гинекологом, а нейтрализовать их негативное влияние, если вы считаете его неизбежным, можно с помощью практик. В крайних ситуациях желанной и нежеланной беременности нужно заранее готовиться к зачатию или, наоборот, приходится принимать решение об аборте.

    Каждый случай аборта строго индивидуален, он влечет за собой положительные или отрицательные изменения. Следует учитывать энергетические параметры вопроса. Необходимость аборта может быть следствием решения и принятия ответственности за него. Но часто это просто ответная энергетическая реакция на зарождающуюся энергию. По каким-то причинам тело может отторгать плод само собой, и тогда происходит выкидыш.

    Аборт нарушает нормальное развитие энергии зародыша либо служит прерыванием или завершением процесса. Иногда он нужен как очищение от неконтролируемой энергии. Восстановление после аборта происходит в течение всего энергетического периода, затраченного на образование зародыша. Для точного рассчета нужно из девяти месяцев вычесть срок беременности, на котором был сделан аборт. Можно ориентироваться на дату не состоявшихся родов.

    Подготовка к зачатию – непростой вопрос в современном мире, когда человек полностью зависим от окружения. Процесс зачатия вовлекает не только энергии мужчины и женщины, он находится под воздействием множества энергий. Период подготовки должен занимать не меньше девяти месяцев после окончательного принятия решения. При отсутствии сомнений в желании иметь ребенка тело само настраивает железы на предстоящие изменения.

    Нужно очистить энергетическое тело практиками, чтобы устранить все блоки в каналах, иначе проблемы перейдут зародышу. Важно следить за питанием и обогащением крови. Место зачатия должно быть наполнено чистыми энергиями или регулярной внутренней работой самой женщины. Не следует выбирать для зачатия «места силы», а также полнолуние и новолуние, зимнее и летнее солнцестояние. Воздействие природы часто оказывается сильнее проделанной подготовки.

    Нельзя судить однозначно, что для женщины «хорошо» или «плохо» иметь детей. Все зависит от состояния самой женщины. Если целостность структуры до родов достаточна, то от родов она только выигрывает. Ребенок придает женщине дополнительную энергию и духовную возможность погружения в изначальный путь развития. Если же женщина «проблемная», то проблемы перейдут в другую форму и передадутся ребенку.

    В действительности возбуждение имеет всеобъемлющий характер. Свой путь нужно прокладывать при каждом действии. Мужчина выступает для женщины в качестве проявления определенной энергии. Даже эротические сны служат формой замещения энергии: они помогают активизировать внутреннюю энергию и устраняют блоки в разных зонах тела. Если женщина контролирует свои сновидения, то управляемые эротические сны помогают образовать «единый центр» и усилить энергию.

    Сексуальная энергия выступает движущей силой, она связывает женщину с вселенским началом. Оргазм – высшее проявление исконной энергии. Переживание оргазма раскручивает внутренние силы женщины и соединяет ее с первоисточником. Состояние оргазма не ограничивается сферой сексуальности, хотя это важный аспект женского развития. Независимо от степени вашей сексуальной активности, нужно познавать внутренний механизм близких отношений с мужчиной. Это позволит вам не заглушить силу, содержащуюся внутри матки.

    «Мужской путь» для женщины

    «Я занимаюсь в основном мужскими практиками (туй-шоу, тайцзи)…» – «Это почему же они мужские, если их рассматривать с позиции алхимической работы? Конечно, пока вы изучаете формы, это находится на уровне физкультуры. Но когда вы начнете работать с принципами, направлениями, циркуляцией, то начнется совсем другая работа. А проблемы возникнут, если вы будете чрезмерно напрягаться, нарушать ритм дыхания, не будете следить за выстроенностью. Это приведет к запечатыванию энергии в мышцах и, как следствие, к сжиганию своей энергии. Для того чтобы не делать подобных ошибок, вы должны заниматься выстраивающими техниками, в частности женскими»

    ((Бен Челеро).)

    Занимаясь практиками в даосских монастырях, женщины обычно сразу начинают с проработки янской «мужской» энергии. Усиление именно этого вида энергии приводит к преобразованию и развитию. В таком случае иньская природа женщины не принимается во внимание. На начальном этапе нередко используются даже техники на сдерживание ее проявлений. Такой подход приводит к неким результатам, но впоследствии многие женщины сталкиваются с серьезными проблемами. Главная из них – зависимость от внешнего мира: они могут продолжать практику только в уединении.

    Если в личных качествах женщины преобладает янская энергия, а ее иньская природа гармонична и не мешает развитию, то она может приступать к взращиванию янской энергии. Недостаток здесь только один – необратимость такого решения. Женщина вступает на мужской путь развития и со временем теряет женские качества. Это лишает ее возможности быть матерью и иметь близкие отношения с мужчиной. Все усилия направлены отныне лишь на развитие, а любая попытка возвращения к прежней жизни создает конфликт между внутренним и внешним.

    При правильном использовании женских практик, позволяющих упорядочить и укрепить иньскую энергию, постепенно женщина все равно подходит к возможности и необходимости взращивания янской энергии. Даже выбрав для себя женский путь развития, рано или поздно женщина начинает обращаться к «мужским» практикам. Сначала это происходит в янский период менструального цикла, при использовании вертикально ориентированных практик в движении. Первое, с чем женщине предстоит разобраться, – это особенности вертикального положения тела. В основном, оно нужно для медитации на орбите, совмещенной с простыми движениями.

    «Столб» – основа практики

    «В “столбе” сильно трясет. На занятия хожу совсем недавно. Что бы это значило?» – «Здесь речь идет об упражнении, направленном на выстраивание тела. “Столб” также является идеальным упражнением для выстраивания нормальной циркуляции энергии. Проявление тряски возникает в результате создания внутреннего напряжения, вызванного или неумением правильно делать данное упражнение, или зацеплением энергии, что обычно происходит у давно практикующих. Внешние проявления в обоих случаях похожи…»

    ((Бен Челеро).)

    Поначалу положение стоя, или «столб», не обеспечивает для женщины возможности «связывания» энергии. Зато он позволяет наладить работу каналов, чтобы отдаленно подготовиться к практике большой космической орбиты. Подготовительное положение (стопы вместе, руки на животе) не используется для медитации. Оно отражает состояние единства и готовит тело к динамическим техникам. Для серьезной практики в положении стоя требуется развитая структура в сфере живота. Отсюда исходит нужное энергетическое наполнение движений, и энергия накапливается в животе. Вот почему женщине сложно перейти к этому положению до развития единого центра.

    Рис. 44. «Столб» (слева) и подготовительное положение (справа)

    Из-за строения тела и особенностей циркуляции энергии женщина не способна качественно усваивать энергию в положении стоя без предварительной подготовки. И все же именно это положение позволяет почувствовать ось тела. Тогда женщина может формировать структуру по отношению не только к единому центру, но и к вертикальной оси. Успешное выполнение «мужских» практик напрямую зависит от наличия и ощущения оси.

    «Столб», или «сфера на оси», – основа тайцзи-цюань, где «сфера» тайцзи катится по «вектору» цюань. Эта основа неизменна при всем многообразии внутренних школ, использующих разные наборы форм движений. «Столб» позволяет выстроить тело с учетом тринадцати принципов и подготовить его к движению. Кроме того, «столб» может использоваться для вращения орбиты. Само по себе вовлечение внимание в удерживание правильного положения тела, которое отвечает всем тринадцати требованиям, – особая медитация.

    Отметим прежде всего особенности женского варианта «столба», которые касаются промежности и груди. Промежность – это зона тела, по отношению к которой строится движение. Подобранность ягодиц, половых органов и ануса помогает удерживать данную область под контролем. Тщательно выставляется положение стоп, коленей и бедер. Работа с промежностью связана с работой над осью, а удерживание промежности – необходимое условие для укрепления единого центра. Центральная точка промежности между половыми органами и анусом (центр Хуэй-инь) управляет иньской энергией, не позволяя ей хаотично развиваться. Для женщин это важно: у них открытые половые органы, где возможно усиление неконтролируемой энергии.

    При всей собранности промежности зона Хуэй-инь не должна быть перекрыта, иначе накушается циркуляция энергии по малой космической орбите. Неумение удерживать промежность может привести к нарушению работы матки и потере связи личного ритма с лунным циклом. И наоборот, работая над промежностью, можно подготовить единый центр и добиться правильного проведения энергии по малой космической орбите, не давая энергии рассеиваться.

    Рис. 45. «Собранная» промежность

    Вспомним о такой особенности женской структуры, как предрасположенность к скоплению в груди «душ По». Чтобы энергия не застаивалась в груди и могла свободно перетекать в любую часть тела, следует предотвратить усиление душ. С этой целью вводится принцип «пустая грудь». Грудь следует держать слегка вобранной, чтобы не пережимался центр Тань-чжун. Данный центр ведает янской энергией женщин и иньской энергией мужчин. Вбирание груди призвано контролировать вращение и перетекание энергии.

    Однако для женщин собирание груди ведет к скоплению янской энергии, что ущемляет женскую природу. Этот эффект желательно компенсировать техниками для груди, например, орбитой для молочных желез. Если не вводить практики, стимулирующие работу груди, то будет происходить подавление тимуса. Нарушение функций тимуса неизбежно ведет к угнетению всей энергоструктуры. Соблюдение принципа «пустая грудь» налаживает потоки иньской энергии, что поддерживает жизнеспособность женщины.

    Рис. 46. «Пустая» грудь

    В целом, к тринадцати принципам, включая названные два, относятся следующие.

    1. Соединение и соответствие связаны прежде всего с состоянием живота, который должен быть расслаблен и наполнен. Живот должен служить для соединения верхней части тела с нижней.

    2. Собранность означает умение держать под контролем любые внутренние процессы, вызванные практикой или обстоятельствами жизни. Такая установка в уме способна привести к реальным изменениям в теле.

    3. Контроль над дыханием выходит за пределы физиологического процесса и означает возможность проникновения дыхания во все участки тела. Когда тело пронизано дыханием, им легко управлять из единого центра.

    4. Область промежности – см. выше.

    5. Подобранность копчика – это условие для погружения энергии в низ живота. Оно важно для соединения живота с переднесрединным меридианом, ведающим всеми иньскими каналами. Правильное положение копчика связывает живот с грудью. Тем самым в теле создаются условия для питания единого центра в матке.

    6. Высвобождение поясницы важно при любом внешнем проявлении, связанном с движением тела. Поясница руководит всеми изменениями, удерживая связь верха с низом. Она управляет движениями, выполняя также взбалтывающую функцию. Все это существенно при работе с орбитой.

    7. «Пустая» грудь – см. выше.

    8. Растягивание спины позволяет управлять янской энергией, не давая ей застаиваться. Позвоночник нужно удерживать в состоянии легкого натяжения, но не перенапрягаясь.

    9. Расслабленность плеч и локтей. Если плечи зажаты, то нарушается работа малой космической орбиты. Локти связывают плечи и кисти, что крайне важно при освоении движения для увязывания рук с телом.

    10. Натянутость макушки. Следя за «подвешенностью», нужно устанавливать голову по отношению к оси и центру. Тогда течение энергии будет укреплять мозг и способствовать духовному развитию.

    11. Внутреннее наполнение – состояние, естественное для женщины. Для его проявления создаются все условия с помощью изложенных здесь техник.

    12. «Подвешенность» и «укоренение» вместе означают равновесие между силами динамики и статики. Подвешенность создается путем натяжения макушки, а укоренение – при работе со стопами.

    13. «Пустое и полное», или «открытое и закрытое», символически отражает равновесие между энергиями инь и ян. Овладение данным принципом изменяет дыхание, энергию и тело. Может возникнуть странное ощущение тела как «катящегося шара».

    Когда правильное выполнение «столба» не удается, а тело начинает трястись, нужно прекратить упражнение спустя три минуты. Тряска возникает из-за воздействия измененной энергии на железы внутренней секреции, особенно на гипоталамус. Для того чтобы вернуться в нормальное состояние, нужно сесть на пол, обхватить руками колени, опустить голову и успокоиться. В этом нет ничего страшного, просто в следующий раз нужно внимательнее следить за положением тела в «столбе». Все названные принципы подробнее описаны в книге ЧОМа «Алхимия тайцзи-цюань».

    Ян-период месячного цикла

    «Не надо забывать о том, что в отличие от мужчин, женщина проживает в двух выраженных ритмах: ритме инь и ритме ян и что они делят всю жизнь и, соответственно, практику для женщин как два (преумножение возможно только при сохранении)»

    ((ЧОМ))

    «И уж тем более нельзя противопоставлять друг другу практики, относящиеся к векторам инь и ян, или считать их несовместимыми. Если женщине удалось достичь реального понимания их различия, то сложностей в комбинировании тех или иных практик возникать не будет»

    ((Цзе Кун).)

    В месячном цикле период от овуляции до менструации соответствует растущей луне, когда преобладает янская энергия. Именно в это время рекомендуется выполнять техники на взращивание ян, в частности, «мужской» вариант малой космической орбиты. Желательно чаще использовать мужские вертикальные техники, которые помогают выстраивать тело. В данный период нет нужды изменять движения на «зеркальные». Так, в багуа-чжан можно в большей степени двигаться по часовой стрелке, как это обычно принято. Это «мужское» направление движения.

    Следует иметь в виду, что накопление янской энергии в результате практики может привести к прекращению месячных. Когда женщина проработала свою иньскую энергию, она сознательно переходит на мужской путь. Тогда имеет смысл намеренно останавливать месячные. Когда речь идет о подготовке, введение мужских практик нужно дозировать, внимательно наблюдая за изменением своего состояния.

    Особенность строения тазовой области в теле женщины вносит дополнительные требования к положению стоя. Важнее всего отслеживать энергетическую связь между ногами и животом. Если женщина пытается выполнять вертикальные практики без такой связи, то бесполезно рассчитывать на ее создание в самом процессе. Энергия, собранная за время практики, будет неизменно теряться. Разумеется, это сделает занятия бессмысленными или даже вредными.

    Подобная поспешность может оказать разрушительное воздействие на кости женского таза, более тонкие и легкие, чем кости мужского таза. С одной стороны, женский таз расположен ниже и шире, чем мужской таз. Это позволяет наполнять энергией не только матку, но и весь живот. С другой стороны, такое положение создает чрезмерное давление на половые органы и усугубляет проблемы. Прежде чем практиковать в вертикальном положении нужно подготовить свое тело.

    Простейший вариант янской орбиты, приведенный выше, отличался «мужским» направлением вращения энергии. Общий контур малой космической орбиты не отличается для мужчин и женщин. Янскими считаются те орбиты, в которых намеренное вращение совпадает с естественным течением энергии. Двигаясь вверх по заднесрединному меридиану, а вниз – по переднесрединному, энергия объединяет заднюю и переднюю части тела. Именно эта орбита берется за основу в динамических практиках багуа, тайцзи и синьи. Она позволяет уравновешивать энергию, выработанную при выполнении движений. Также она помогает контролировать движение энергии в таких статических положениях, как «столб».


    Рис. 47. Прямое направление потока энергии в малой космической орбите

    На протяжении вращения орбита создает условия для собирания энергии в трех основных частях тела: голове, груди, животе. Такое распределение энергии отвечает задаче «прочерчивания контуров тела», поставленной с самого начала. С этой целью можно выполнять более сложную по форме орбиту, которая включает в себя по три витка в каждой части тела. Общий контур орбиты не прерывается, и образуется узор из девяти «лепестков».


    Рис. 48. Естественное движение малой космической орбиты

    Существует второй вариант, требующий концентрации на каждой из трех основных сфер тела. Таньянский метод исходно он был направлен на усвоение принятого алхимического снадобья. Он требует от практикующего развитой способности управления энергией. Орбита достигает попеременного напряжения в области головы, груди и живота. Поскольку в данном случае делается всего по одному витку, очевидно, что этот метод был разработан раньше и освоить его проще.


    Рис. 49. Движение орбиты в Таньянском методе

    И, наконец, вертикальные практики в движении – тайцзи и багуа – позволяют управлять потоками иньской и янской энергии одновременно. Таким образом создается спиралевидное движение энергии в теле.

    Система: багуа, тайцзи, синьи

    «Багуа-чжан – искусство восьми превращений – является одним из трех основных направлений внутренней алхимии… Багуа является реализацией одного из трех законов, опираясь на которые практикующий может достичь определенных внутренних изменений. В отличие от тайцзи-цюань (искусство великого предела) и тем более от направленного на познание внешней сферы синьи-цюань (искусство направленной воли), багуа-чжан как техника имеет сравнительно короткую историю. Это позволило ему сохраниться в более целостном виде по сравнению с первыми двумя направлениями»

    ((ЧОМ).)

    Мужские практики для собирания энергии – багуа, тайцзи и синьи – по-своему полезны для женщин. Они позволяют начать работу с вертикальной осью, а также со связями и сосудами энергетического тела. Цель их выполнения, если женщина не встает окончательно и бесповоротно на мужской путь развития, состоит в упорядочении структуры. При использовании мужских практик женщина должна сохранять собственный ритм и занимать позицию «зеркального» отображения внешних форм. Если же она использует практику в том виде, в котором она дается для мужчин, то она не достигает упорядочивания. Копирование движений служит лишь подготовкой тела и созданием условий для практики.

    Применение всех трех мужских практик развивает чувство оси тела. Кроме того, они помогают включить поясничный меридиан, который питает единый центр. Этот меридиан важен для маточной орбиты, к тому же он образует отдельную горизонтальную иньскую орбиту. Раскрытие поясничного меридиана – непременное условие для освоения багуа, тайцзи и синьи, помимо расслабления живота и упорядочивания энергий в теле. При кручении малой космической орбиты включение поясничного меридиана служит критерием перехода от женского варианта к мужскому. Тогда энергия начинает течь естественно.

    Представить три практики как единую систему проще всего с помощью схемы. В каждой из них преобладает некий принцип движения. В тайцзи движения имеют линейную направленность: вы делаете шаги вперед-назад и влево-вправо. В багуа все перемещения в пространстве происходят в основном по кругу либо по иной замкнутой траектории. Если тайцзи соотносится с линией, а багуа – с кругом, то синьи, – с точкой, которая символизирует концентрацию и мощь внутренней энергии. Синьи показывает возможность движения тела при предельной его собранности, направленной мыслью. Хотя наиболее широкое распространение получила практика тайцзи, центр ИНБИ предлагает литературу и практические занятия по багуа и синьи.

    Для женщины предпочтительнее всего багуа – хождение по кругу. Движение по часовой стрелке представляет собой янскую последовательность, а движение против часовой стрелки – иньскую. Таким образом, женщине несложно разобраться с выстраиванием собственного ритма, соотносимого с месячным циклом. Кроме того, возможно попеременное движение, которое заведомо нейтрально и способствует общему уравновешиванию.

    Одна из самых простых техник багуа – движение по монаде. Эта форма применялась для упорядочивания энергий в сферах головы и живота. Теперь мы попробуем воспроизвести ту же самую структуру на уровне стоп. При движении ног ладони можно положить на центр живота, чтобы не осложнять ситуацию освоением разных положений рук. Движение должно осуществляться по отношению к центральной оси, с учетом требований к «столбу».


    Рис. 50. Монада для ходьбы: порядок шагов (слева)

    и взаиморасположение правой и левой стоп (справа)

    Практики в других традициях

    «Как правильно сочетать практики? Что является основой в женских практиках? Можно ли говорить, что основы практик для женщин и мужчин схожи?» – «Говоря о сочетании, я думаю, нужно научиться спрашивать у себя. Набор практик подобен ингредиенту для супа. Сначала необходимо определить, что готовим, а затем определять, что нам для этого надо… Вы вынуждены пробовать то одно, то другое. Безусловно, это усложняет поиск, но зато дает большую степень вашего участия в процессе…Таким образом, базой является ваше отношение к самой себе… Если же говорить об основах практики для мужчин и женщин, то они диаметрально противоположны. У них единый исток, но разные движения»

    ((Бен Челеро).)

    Женщина всегда выступала как продолжательница рода и хранительница знаний. В любой традиции и культуре издревле была заложена идея поддержания женского здоровья во всех аспектах: физическом, энергетическом и духовном. Значительная часть сведений о том, как поддерживать женственность была утеряна. Однако в большинстве практик существуют техники, связанная с особенностями женского тела и сознания. Женская линия развития специально выделена ИНБИ, где изучается и учитывается эти особенности. Женщине, вставшей на путь развития, предлагаются средства для углубления и улучшения преобразования себя. Основные принципы женского развития помогают ей использовать природные качества, а не отрицать или угнетать их.

    Исследуя опыт разных культур, ИНБИ представляет три направления, наиболее полно сохранившие эти знания. Кроме даосского направления выделяются также афро-египетское и латиноамериканское. В этих традициях тоже созданы стройные концепции, объясняющие, что женщине надо изменять в первую очередь. В даосизме делается акцент на очищение и развитие энергии. Индейцы Центральной и Южной Америки преуспели в накоплении и перераспределении жизненной силы, налаживании менструального цикла. Афро-египетская традиция посвящена вскрытию глубинной силы. Каждая линия соответствует определенному аспекту женской практики в целом.

    Латиноамериканская линия

    «Слышала мнение, что латиноамериканские пассы дошли до предела своей необходимости. Действительно ли это так?» – «Любая практика не может быть предельной. Вопрос заменимости – это вопрос времени и выбора. Сравнение же может носить только условный и субъективный характер. В каждой традиции существует свой подход к одному и тому же вопросу, но если вы это понимаете, то почему бы не дополнять? К практике надо подходить творчески, стараясь использовать различные углы понимания»

    ((Бен Челеро).)

    Широко известна из книг Карлоса Кастанеды разница между «женщинами-воинами» и «мужчинами-воинами», где среди каждого типа воинов выделяются «сталкеры» и «сновидящие». Однако этим далеко не исчерпываются представления коренного населения Америки о женском пути развития. В результате многолетних исследований в ИНБИ был создан курс «Латиноамериканские женские практики». Материалы, на основе которых проводятся семинары, собраны в Южной и Центральной Америке. Для создания целостной системы были использованы знания и до сих пор распространенные техники шаманок и целительниц Перу, Боливии, Эквадора и Мексики. Они направлены на накопление и правильное распределение жизненной силы, налаживание менструального цикла, вскрытие внутреннего потенциала. Во время месячных практикуется комплекс «Обретение тишины», который прекрасно дополняет работу с ритмом в даосизме.

    Посмотрим на латиноамериканскую линию в целом, не акцентируя особенности женской практики. Индейцы создали уникальные техники для вскрытия и развития сверхспособностей. Сами они не определяли их как нечто удивительное и невероятное. Они просто выделяли особые качества и усиливали их путем специальных практик или ритуальных действий. Так появились целые комплексы, состоящие из особых положений тела или движений. Выполняя их постоянно, индейцы достигали определенных состояний. Эти состояния позволяли им совершенно по-другому использовать свои возможности восприятия. В конечном счете, им удалось создать иной тип взаимодействия с миром.

    Способы обращения современного человека с природой далеки от совершенства, а латиноамериканская линия сохранила естественность и чистоту восприятия мира. Во взаимодействии с внешним окружением индеец способен ощущать различные качества энергии. Доступ к ним сегодня давно утерян. Для индейца подобные силы воплощались в духах, которые заставляли его изменять себя. Практики, созданные индейцами, постепенно превратились в уникальные техники работы с телом и сознанием. Они помогают вскрыть функции, которые человек практически полностью утратил в отрыве от земных ритмов. Среди главных техник можно назвать следующие.

    – Техники танца и перемещения позволяют вернуть стопам чувствительность, учат набирать энергию от земли, помогают восстановить связь ног с животом.

    – Техника активизации сакрального центра в области пупка дает возможность воспринимать мир объемно и целостно, развивать силу действия.

    – Работа с ритуальным мячом развивает координацию движений, позволяет увязывать совместные действия в группе, работать с направлениями и связями.

    В даосских техниках сновидения мы учитывали особые способности женщины. В латиноамериканской традиции тоже разработан своеобразный подход к работе со сновидением. В понимании индейцев сновидение – такая же жизнь. Однако для того чтобы ее проживать, нужно быть готовым к встрече с заложенным в ней качеством. Сновидения – это не сны, а работа посредством видения в покое. Это состояние взаимодействия со стелющимися энергиями, особенно важными для женщины. При этом тело становится основным инструментом переработки энергий. В качестве подготовки необходимо вскрыть энергетические зоны и центры, в которых энергии будут очищаться и увязываться. Практика «пассы сновидения» позволяет проработать эти зоны и центры. Тогда вы сможете не терять энергию во время сна, а накапливать и перерабатывать.

    Предназначение женщины в латиноамериканской традиции гораздо шире, чем понятия жены и матери нынешнего времени. По преданию, давным давно на земле воплотились тринадцать женщин, обладающих разными женскими качествами. Только вместе они составляли единое целое. В силу неблагоприятных событий эти женщины были рассеяны, а значение их развития забыто. Взамен перед ними встала потребность в выживании. Такое предназначение матки, как видение, было предано забвению. Менструация, как знак тишины и покоя, когда женщина должна набирать энергию и созерцать глубины, потеряла истинный смысл. Видение с помощью матки стало невозможно из-за потери ритма. Нам предстоит снова возжечь огонь, связывающий женщину с землей, и научиться поддерживать его. Этот огонь, некогда принесенный тринадцатью женщинами, питает собой женственность.

    В индейской традиции значение «тринадцати матерей» состоит во владении тринадцатью щитами, которые помогают сохранению и не допускают разрушения. Женщина приносит начало дня и ночи, и она проживает жизнь намного интенсивнее, чем мужчина. Тринадцать лун меняют свое значение при вращении земли, год за годом задавая ритм для всех жителей планеты. Единая группа тринадцати женщин образуется их месячным циклом, предопределенным 28 днями лунного месяца и 28 созвездиями. Группа женщин, имеющих циклы в один и тот же период, восходит к единому источнику. Без связи с единым началом женщина не может породить новую жизнь и возродить саму себя.

    Афро-египетская линия

    «В любой мифологической и методологической культуре древности жизнь воспринималась подобно танцу. И лицо этого танца было женским, несмотря на то, что изначально танец исполняли мужчины. Они одевались в женские одежды, накладывали макияж или маски, использовали женские формы движения… Говоря о женщине, правильнее было бы применить понятие не практики, а танца»

    ((Бен Челеро).)

    Афро-египетская линия отражает специфику континента, на котором она зародилась. Вся практика состоит из танцев, ибо ритм у африканцев буквально в крови. Она направлена на вскрытие внутреннего знания женщины о том, как взаимодействовать с землей в ритуальном танце. Каждый из танцев афро-египетской линии связан с особым богом. Описывать танцы бессмысленно, поэтому лучше обратиться к видеофильмам или сразу приступить к практическим занятиям. Здесь мы только перечислим основные из них, указав вызываемые ими эффекты в женском теле.

    – Танец живота Ракш Мазри направлен на познание универсального, или маточного дыхания посредством взбалтывания слюны (движения головой). Он позволяет управлять небесной спиралью, совершая волнообразные движения руками. Подобные волны, производимые животом, помогают наполнить матку энергией. Вращающиеся движения бедрами нужны для того, чтобы собрать эссенцию в матке, а сжатие бедер позволяет сохранить внутреннее дыхание.

    – Танец Хатхор имитирует «колесо жизни», а танец Осириса – наступление смерти, подготовку души к жизни в загробном мире. Неудивительно, что они прекрасно дополняют друг друга.

    – Катание шара бога Хепри олицетворяет движение. Оно приносит познание четырех ритмов: движения, сосредоточения, увязывания, изменения.

    – Танец древней богини Амратион представляет собой взаимодействие с космической материнской энергией.

    Индийская хатха-йога

    «Вопрос о перевоплощении жизни воспринимается по-разному, но изначально это понятие зародилось в Индии – как образ „колеса жизни“. Согласно индуизму дух может переходить из одной жизни в другую до тех пор, пока он либо не иссякнет, либо не достигнет состояния бессмертного существования. Так, если вы родились женщиной, то в данный период вашего существования вашему духу уготован процесс наполнения, ибо именно эти качества в первую очередь приписываются женщине»

    ((Бен Челеро).)

    Хотя хатха-йога зародилась в лоне тантризма, она долгое время была чисто мужской практикой. Даже сейчас ее можно отнести скорее к «мужским» путям развития. Длительный период женщинам было строго запрещено практиковать йогу. Первой йогиней в начале ХХ века стала Ситадеви – супруга Шри Йогендры, основателя первого индийского института йоги. Она вступила в брак в 1927 году и спустя два года сала секретарем института, а позже возглавила «женское отделение». Ситадеви публиковала статьи и выпустила книгу по упрощенной йоге для женщин. Это была первая авторитетная книга по йоге, написанная женщиной, признанная во всем мире и переведенная на несколько языков. Как жена йога, Ситадеви подвергалась критике сторонников целомудрия и отречения. Она отстаивала право женщины на чтение священных текстов и доказывала способность женщин к достижению освобождения.

    Основное отличие женской практики йоги связано не с изменением самих техник, а лишь с учетом ограничений, налагаемых организмом. Цель женской практики – приспособление к ограничениям и снятие их по мере возможности. Б.К.С. Айенгар оценил книгу своей дочери «Йога: руководство для женщин» в духе феминизма: «Женщины могут заниматься йогой, как и другими предметами, предлагаемыми университетом». Сама Гита Айенгар определяет цель своего труда с тех же позиций: «Сейчас женщина должна выполнять двойную функцию: отвечать на давление внешнего мира и поддерживать гармонию в семье. Для женщины особенно важно быть здоровой, чтобы противостоять стрессам. Йога может дать необходимое облегчение». Женская йога наделяется социальными функциями, и в качестве безусловного долга женщины названо материнство – обязанность женщины, данная ей Богом.

    Речь не идет об использовании особых возможностей женского организма для прогресса в йоге, но лишь об применении йоги в облегченном варианте для успешного перенесения менструации, беременности, климакса. Гита Айенгар развеивает предубеждение о необходимости полностью прервать практику во время менструации. Просто в этот период нужно сосредоточиться на выполнении тех асан, которые помогают сохранить здоровье и не препятствуют протеканию очищения. Асаны должны быть подобраны так, чтобы избежать энергетического истощения и гормональных нарушений. «Половинные» асаны выполняются в положении лежа, при помощи ремней и одеял. Они помогают расслабить мышцы и нервы, а также сохранить жизненную энергию. Сидячие асаны позволяют устранить напряжение, ибо успокоение ног сказывается на успокоении мозга. Следует избегать перевернутых поз, балансов на руках, прогибов назад, пережимания вен и сжатия живота. Лчше отказаться от пранаямы в положении сидя или сократить время до 15 минут, воздерживаясь от бандх и мудр, замыкающих энергетическую систему, а также пранаям, активизирующих восходящие токи энергии.

    Можно выделить несколько особенностей практики йоги для женщин, не связанных с физиологией материнства. Например, Андрей Сидерский отмечает, что женская практика должна быть текучей и динамичной, а задержки в асанах – короткими и не столь явно выраженными. Принятие формы асаны в женском варианте достигается за счет повторений одной и той же фазы движения, тогда как мужчины удерживают асану длительное время. Для медитации женщинам чаще рекомендуется йони-мудра, где в позиции со скрещенными ногами учитывается строение женского тела и особенностей замыкания энергии. Примечательно, что инструктор айенгар-йоги Свами Рудра, проводя отдельное занятие для женщин, посвятил его преимущественно асанам в положении лежа. Конечно, это прекрасно согласуется с даосскими представлениями о горизонтальной ориентации женской энергетической структуры.







     


    Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Другие сайты | Наверх